Программа "Логоритмическая мозаика" |
Логопедия | |||
Автор: Никифорова Наталья Петровна | |||
07.01.2016 12:26 | |||
Программа "Логоритмическая мозаика" I. Целевой раздел части, формируемой участниками образовательных отношений. 1. 1. Пояснительная записка. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлена парциальная образовательная программа по логопедической ритмики «Логоритмическая мозайка» (реализуется в разновозрастной группе компенсирующей направленности от 3-7). Программа составлена на основе пособий М. Ю. Картушиной и расчитана на возраст детей: 5-7 лет. Парциальная программа «Логоритмическая мозайка» разработана самостоятельно и дополняет содержание образовательной области «Художественно-эстетическая». Парциальная программа реализуется через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов.
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой. Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. Актуальность: с каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Практическая значимость: программа предназначена для музыкальных руководителей, логопедов и воспитателей ДОУ. Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в своих дошкольных учреждениях. Стоит обратить внимание, что использование на занятиях здоровьесберегающих технологий возможно только по рекомендации медсестры детского сада. Инновационная направленность: программа «Логоритмическая мозайка» — первая программа по логоритмике, полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Программа по логопедической ритмике имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует перевоспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации и представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Методика воздействия средствами логопедической ритмики нашла широкое применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющиеся такие нарушения речи, как: дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушения голоса, тахилалия, брадилалия. Новизна и уникальность программы «Логоритмическая мозайка» заключается в создании системы логоритмических занятий для дошкольников, со структурой занятий, отличной от традиционной. Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. 1. 2. Цель и задачи реализации программы. Цель: способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонетической системы, развитию темпо-ритмических и методико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывать благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Основные задачи программы: развитие слухового восприятия; музыкального, звукового, тембрового, динамического, фонематического слуха, чувства ритма, речевого и певческого диапазона голоса;
1. 3. Принципы и подходы к формированию программы. В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи. Содержание образовательной программы в соответствии с подходами:
В результате применения системы игр и игровых упражнений коррекционной направленности осуществляется развитие слуховых функций, интеллектуальных и творческих способностей, формирование осознания собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы, повышение коммуникативной компетентности обучающихся. II. Содержательный раздел части, формируемой участниками образовательных отношений. Содержание занятий по логопедической ритмике. Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений: Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. Формы и режим занятий по логопедической ритмике Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности, При составлении занятий по логопедической ритмике также следует учитывать следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата. Режимная организация занятий по логопедической ритмике. Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 20 — 25 минут, в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма занятий в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет на протяжении всего занятия поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой. Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки, что удобно организационно, либо со знакомой детям игры на слуховое, зрительное или тактильное восприятие. Затем проводятся игрогимнастика, вокальное музицирование или речедвигательные игры и упражнения, такие как: дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи. В середину занятия целесообразно включать игры из более сложных категорий – на развитие воображения, анализ и синтез, символизацию, музыкальное и словесное творчество (креативный тренинг). На следующем этапе занятия проводится инструментальное музицирование или танцевально-ритмические упражнения. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика. Задачей заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятия педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей. Элементы эмоционально-волевого тренинга, игро-гимнастики могут использоваться на протяжении всего занятия. Ожидаемые результаты и способы их проверки О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:
Работа с родителями Задачи в работе с родителями:
Формы работы с родителями:
III. Организационный раздел части, формируемой участниками образовательных отношений. Программно-методический комплекс образовательного процесса: Программа «Логоритмическая мозайка» составлена на основе конспектов логоритмических занятий М.Ю. Картушиной, которая в свою очередь использовала при составлении пособия следующий программно-методический комплекс:
Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания: В качестве помещения для занятий используется музыкальный зал дошкольного учреждения. Средства обучения и воспитания Технические Наглядные Игровые Телевизор. Сюжетные картины. Шумовые игрушки. Видео, аудио, CD проигрыватели. Предметные картинки. Детские музыкальные инструменты и их заменители. Фортепиано. Таблицы с ритмо-схемами. Массажные и резиновые разноцветные мячики. Наборное полотно с тематическими комплектами. Мягкие и резиновые игрушки Ростовые куклы. Программа «Логоритмическая мозайка» с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. К современным здоровьесберегающим технологиям можно отнести: Виды педагогических технологий Особенности методики проведения Время проведения в режиме дня Артикуляционные упражнения Артикуляционные упражнения подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков и развивают подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Во время занятий по обучению грамоте, 2-5 мин, на индивидуальных занятиях. Дыхательная гимнастика Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Во время занятий логопеда и воспитателей. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла Эти упражнения развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат На индивидуальных занятиях муз. руководителя и логопеда. Упражнения на развитие внимания и памяти Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. В процессе НОД, прогулки. Чистоговорки С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Во время проведения НОД и прогулки. Речевые игры Способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Во время проведения прогулки. Ритмические игры Развивают чувство ритма, темпа, метра, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Во время проведения прогулки. Пение песен и вокализов Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. На музыкальных занятиях. Пальчиковые игры и сказки Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию Во время проведения НОД, в режимные моменты. Подвижные игры, хороводы, физминутки Тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. Во время проведения НОД и прогулки Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды. В качестве помещения для занятий используется музыкальный зал дошкольного учреждения. Оснащение музыкального зала предметно-развивающей среды см. п. 3. 3 Рабочей программы музыкального руководителя и п.3. 2 Рабочей программы логопеда. Мониторинг освоения программы образовательной области При проведении программы «Логоритмическая мозайка» используется в конце года мониторинг на усвоения программы и результаты заносятся в таблицу. О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели: № Программное содержание Результат обучающихся Критерии Соответствует Не соответствует Самостоятельное выполнение Совместное выполнение обучаю-ся с педагогом
|