Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по теме: «Коррекция неречевых нарушений у детей – логопатов»
Логопедия
Автор: Стуенко Татьяна Геннадьевна   
17.12.2015 23:54

Проект учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по теме: «Коррекция неречевых нарушений у детей – логопатов»

Актуальность:

Обследование детей старшего и подготовительного к школе возраста показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у многих из них в той или иной степени нарушены познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление.

 

Скачать проект

О значении зрительного восприятия в формировании речи Р.Е. Левина писала: «Под нарушением зрительного восприятия мы имеем в виду недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира... При недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, которая непосредственно отражается на овладении речью... В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизмы, которые являются также очень стойким проявлением речевой недостаточности».

Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к – у», «в-на» (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных ( «над», «под»).

Достаточно распространенны у дошкольников ошибки при определении и соотнесении возраста у разных членов семьи и других временных понятий.

Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький». Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два – три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Цель проекта: коррекция неречевых нарушений у детей-логопатов – внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственно-временных представлений.

Задачи:

  • развитие внимания, памяти, мышления, восприятия
  • развитие пространственно-временных представлений
  • развитие мотивации к учебной деятельности

Тип проекта: социально-личностный

Сроки подготовки и реализации проекта: сентябрь-май

Участники:

  • учитель-логопед
  • дети с нарушениями речевых и неречевых функций и их родители
  • воспитатели детей 5-7лет

Формы работы: индивидуальная и мини-подгрупповая (2-3ребенка) работа с детьми.

Новизна проекта: комплексный подход и психолого-педагогическая направленность коррекционной деятельности учителя-логопеда.

Планируемый результат: сформированность неречевых и речевых функций у детей –логопатов в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).

Целевые ориентиры:

Ребенок в 6-7 лет должен уметь:

1. Внимание

  • выполнять задание, не отвлекаясь около 8-10 минут.
  • находить 5-6 отличий между предметами
  • удерживать в поле зрения 8-10 предметов
  • выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу
  • копировать в точности узор или движение.

2. Память

  • запоминать 8-10 картинок
  • рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины
  • повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

3. Мышление

  • определять последовательность событий
  • складывать разрезную картинку из 9-10 частей
  • находить и объяснять несоответствия на рисунках
  • находить и объяснять отличия между предметами и явлениями

- находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

4. Познавательные мотивы — принцип «хочу все знать обо всем»

  • с удовольствием играет и учится читать
  • сочиняет сказки и рисует, считает, рассуждает о явлениях
  • жадно впитывает все новое, задает десятки вопросов и сам готов отвечать на них
  • пытливый, любознательный, активный ребенок.

5. Пространственные представления

  • знать определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.
  • иметь представления о последовательности смены явлений и состояний материи
  • временные понятия (это смена времени суток, времен года, смен поколений)

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 1сентября -30сентября

  1. Подготовка теоретического и практического материала.
  2. Сбор данных по проблеме и их анализ.
  3. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
  4. Выбор концепции реализации проекта.
  5. Обоснование путей реализации проекта.
  6. Планирование работы с воспитателями.
  7. Планирование работы с родителями.

План взаимодействия с родителями:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи и психических процессов у детей логопункта – групповое родительское собрание (сентябрь)
  • регулярное индивидуальное консультирование – в течение года.
  • Подготовка и проведение анкетирования с родителями — Анкета для самооценки родителями поведения ребенка «Выявление двигательной активности, импульсивности, дефицита внимания»
  • Советы логопеда – «Игры, которые помогают развить внимание, память, мышление и речь» (стенд в старшей и подготовительной группе) — октябрь
  • «Играем дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития неречевых и речевых процессов для занятий дома — сентябрь-апрель

План взаимодействия с педагогами:

  • мониторинг развития неречевых процессов у детей (воспитатели, учитель-логопед) — сентябрь
  • отбор детей с нарушениями неречевых процессов — составление списка (воспитатели, учитель-логопед) — сентябрь
  • подбор игр и дидактического материала — сентябрь
  • консультирование педагогов по работе с детьми –логопатами – сентябрь-апрель
  • совместная работа по коррекции и развитию неречевых функций у детей.

2. Основной этап — коррекционно-развивающий

Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с использованием дидактических игр и игровых приемов с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.

Картотека игр по развитию неречевых функций у детей-логопатов

№ Название игры (содержание) Цель игры

  1. Найди все предметы и сосчитай их Развитие внимания и закрепление математического счета
  2. Найди пару каждому мячику Развитие внимания и зрительного восприятия
  3. Найди такой же предмет Развитие внимания и зрительного восприятия
  4. Повтори рисунок Развитие внимания, зрительного и пространственного восприятия
  5. Найди отличия Развитие внимания и зрительного восприятия
  6. Да и нет Развитие слухового внимания
  7. Повтори движения Развитие зрительного внимания
  8. Какое слово встречается чаще других? Развитие слухового внимания
  9. Запомни-назови Развитие зрительной памяти
  10. Какие игрушки на каких полках нарисованы. Запомни и назови. Развитие внимания и памяти
  11. Запомни пары картинок Развитие зрительной памяти
  12. Запомни и перескажи Развитие слухового внимания и памяти
  13. Запомни и повтори слова, пары слов Развитие слухового внимания и памяти
  14. Найди лишний предмет и объясни почему Развитие словесно-логического мышления
  15. Найди заплатку для коврика Развитие мышления и зрительного восприятия
  16. Что сначала. Что потом Развитие словесно-логического мышления
  17. Назови одним словом Развитие мышления
  18. Назови слова- противоположности Развитие словесно-логического мышления
  19. Логические задачки Развитие словесно-логического мышления
  20. Что где находится Развитие пространственной ориентации, закрепление предлогов
  21. Чем похожи и чем отличаются предметы Развитие словесно-логического мышления
  22. Закончи предложение: После дождя бывает… Развитие словесно-логического мышления
  23. Чего не стало? Развитие внимания, памяти

Игры проводятся в течение всей коррекционной работы на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели.

3. Этап — заключительный -май

Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта -май

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (проведение оценки поведения ребенка)

Уважаемые родители, если утверждение подходит к вашему ребенку, то обведите цифру данного пункта в кружок.

Выявление двигательной активности:

  1. ребенок постоянно ерзает, все время в движении, даже если устал;
  2. он проявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает;
  3. все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться;
  4. спит намного меньше, чем другие дети;
  5. очень говорлив.

Выявление дефицита внимания:

  1. ребенок не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом, без фокусировки слушания);
  2. с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
  3. испытывает трудности в организации;
  4. трудно удерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях;
  5. легко отвлекается на посторонние стимулы;
  6. часто теряет вещи и забывает их;
  7. избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.

Выявление импульсивности:

  1. ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника;
  2. часто начинает отвечать, недослушав вопроса;
  3. плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле;
  4. не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза;
  5. поведение слабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролировать свои действия;
  6. при выполнении заданий неодинаково ведет себя- то спокоен, то импульсивен;
  7. успеваемость по разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.

Спасибо за сотрудничество!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год