Конспект НОД «С-Ш совсем не схожи, друг на друга не похожи» |
Логопедия | |||
Автор: Жижакина Наталья Витальевна | |||
17.11.2015 13:57 | |||
Конспект НОД «С-Ш совсем не схожи, друг на друга не похожи» (для детей подготовительной к школе группы с ФФНР) Жижакина Наталья Витальевна учитель-логопед МАДОУ «Надежда» ЯНАО, г. Ноябрьск Цели: коррекционно — образовательные:
коррекиионно — развиваюшие:
коррекиионно — воспитательные:
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: презентация к занятию в формате Power Point Раздаточный материал: пособия для звукового анализа: «дельфин» для определения места звука в слове, пеналы с фишками и элементами схемы предложения, элементы букв из буквенного конструктора, предметные картинки: слон, носорог, пушка, шапка, мышь; карточки с заданием для звукобуквенного анализа; пенал с карандашами; стенд «Звукландия», пособие для дыхания «Ветерок», «Су-Джок» шарики с колечками; Оборудование: комплект медиа оборудования: ПК, интерактивная доска, проектор. Ход занятия: Организационный момент: Игра на развитие внимания «Бывает, не бывает»: Задаются условные жесты: «бывает» — хлопни в ладоши, «не бывает» — хлопни по коленкам. -Мама по небу летает, такое бывает? -Птицы под водой плывут. -Мышки хлеб толпой грызут. -Лыжник под водой идёт. -Лодка по воде плывёт. -Волк на дереве сидит. -Заяц скачет и мычит. -Злой медведь в лесу рычит. -Утром куртку надеваем. -Руки в брюки продеваем.
-Мы в детский сад к друзьям спешим!
-Сядем ровно, соберёмся. 1. Сегодня к нам в гости из леса далёкой страны «Звукландии» прибыли гномы. Вспомните, ребята, как их зовут, и из какой они сказки (Ворчун и Весельчак). Ворчун здоровается с детьми: — Приветштвую ваш, ребята! Какие вы все крашивые! Весельчак здоровается: — Здравствуйте! Какие же вы все больсые! Логопед: — Ой, Ворчун, Весельчак, да вы путаете звуки? Ребята, какие звуки путают наши гномики? Ворчун: — Путаем и ничего не можем ш этим поделать. Как же вы эти звуки различаете? Логопед: — Не расстраивайтесь, мы с ребятами вам обязательно поможем. Подскажите, дети, какие звуки путают гномы? Сегодня мы научимся различать эти звуки и поможем нашим гостям. Расскажем Ворчуну с Весельчаком о звуках С, Ш. Логопед: -Что мы знаем о звуке С? Дети: — С свистит, как насос. Он согласный, твёрдый, глухой. В схеме слова обозначается фишкой синего цвета. Логопед: -Что мы знаем о звуке Ш? Дети: — Ш шипит, как змея. Он согласный, всегда твёрдый, глухой. В схеме слова обозначается фишкой синего цвета. -Чем похожи эти звуки? Дети: — Они оба согласные, глухие, обозначаются синей фишкой. -Чем же они отличаются? Дети: — С – губы в улыбке, Ш- губы в виде окошка, С- язык опускаем вниз, Ш – язык в виде чашечки поднимаем вверх, С – воздушная струя какая … (холодная), Ш — теплая, С – есть мягкая пара, Ш – только твердый. - Дети, сравните, одинаковые получились у нас схемы или разные? Значит и звуки С, Ш тоже разные, и их нужно различать. 2. Дифференциация звуков С, Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях. а) Дидактическая игра: «Хлопни-топни»: М, Н, С, П, А, К, Ч, Ш, Т, С, Л, Ф, Ш… б) Гном Весельчак предлагает поиграть: «Повтори, не торопись и смотри не ошибись»: Со – шо, со – шо – я рисую хорошо! Ши-сы, ши-сы – красивые у нас часы! Со – шо – шо — со – а в машине колесо! Ши-сы-ши – в нашем озере ерши! Са-ша-са-ша – наша каша хороша! в) Гном Ворчун предлагает игру: — «Послушай внимательно, посмотри и лишнее слово убери» Шапка, шуба, свитер, шарф; — Каким словом назовём все эти предметы? Собака, сурок, мышь, носорог; — Каким словом их назовём? Соня, Света, Алиса, Маша; — Что это… (женские имена). Шутки, сутки, штык, шалаш; Мишка, игрушка, миска, катушка. г) Дидактическая игра «Исправь нелепицы»: «Шуба надела Свету» «Кость нашла собаку» «Шишки с орешками любят белку» «Берлога сладко спит в мишке» «Самокат катется на Мише» - Логопед: Наши уважаемые гномы, ребята, решили проверить, а справитесь ли вы с заданиями, которые они привезли. 3. Определение места звука в слове. - Посмотрите, на столе у вас лежат схемы слова «дельфинчики». Каждому из вас под пенал гномы спрятали картинку, в которой живёт звук С или Ш. Определите его место в слове и обозначьте фишкой. 5. Динамическая пауза: - Ребята, возьмите «Ветерок». Короткий глубокий вдох носом, длинный, плавный выдох ртом (повторить упражнение трижды). Затем дети достают колечки «Су-Джок» из волшебных шариков и массируют ими подушечки пальцев, при этом проговаривая стихотворение: Этот пальчик самый главный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, Он избалованный самый. А мизинчик хоть и мал - Он и ловок, и удал! 6. Дидактическая игра: «Ребята-кенгурята». - Дети выстраиваются друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Логопед предлагает попрыгать. - Дети прыгают вперёд столько раз, сколько в слове слогов, при этом проговаривая слова: (Сок, лап-ша, шарф, ма-ши-на, со-ба-ка, ши-шка, сад, шну-рок, са-мо-кат, шко-ла) 7. Дифференциация букв С, Ш. Логопед: Ребята, звуки мы слышим и произносим, а с помощью чего мы читаем и пишем? Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно, Буквы правильно читаем, Пишем их старательно! - Расскажем гномам о буквах, обозначающих звуки С и Ш? - На что похожа буква, обозначающая звук С? - На что похожа буква, обозначающая звук Ш? - Из каких элементов она состоит? В правом отделении пенала у каждого из вас буквенный конструктор. Сложите на парте ту букву, элементы которой есть в конструкторе. Какая буква получилась… (буква, обозначающая звук Ш) - Давайте вспомним ребята, где живут буквы, обозначающие звуки С и Ш.
обозначает и твёрдый, и мягкий звук, а Ш – в комнате с синим окошком, так как может быть только твёрдым. - Гномы: Да-да, мы видели такой замок в «Звукландии». Вы совершенно точно описали, где живут эти звуки. 8. Звукобуквенный анализ слова. Логопед: -Весельчак и Ворчун приготовили для вас ещё одно задание. Справимся?! Дидактическая игра: «Шифровальщики». Логопед: Справа на парте, под зеркалом у каждого из вас спрятано задание. Достаньте его. Составьте слово по первым буквам картинок. - Какое слово получилось… (Саша). Это имя. С какой буквы всегда нужно писать имена… (с заглавной) - Сделайте звуковой анализ слова Саша. -Есть в этом слове звуки, которые мы сегодня учимся сравнивать? Который по счёту звук С? Который по счёту звук Ш? Сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их. -Ребята, Весельчак предлагает вам составить со словом Саша предложение, подходящее к схеме, которую он нарисовал. 9. Итог занятия: Логопед: — Весельчаку и Ворчуну пора возвращаться домой. Гномы: — Какие же вы молодцы ребята, теперь мы тоже сможем различать эти звуки! Давайте вместе выучим чистоговорку: Смешные шутки у Саши и Мишутки. Логопед: — Итак, какие звуки мы сегодня сравнивали? Какое задание понравилось вам больше всего? А за то, что вы так старались гномики приготовили вам сюрприз. Загляните в левое отделение пенала. (В подарок дети получают наклейки) Список литературы:
|