Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД «С-Ш совсем не схожи, друг на друга не похожи»
Логопедия
Автор: Жижакина Наталья Витальевна   
17.11.2015 13:57

Конспект НОД «С-Ш совсем не схожи, друг на друга не похожи»Конспект НОД «С-Ш совсем не схожи, друг на друга не похожи»

(для детей подготовительной к школе группы с ФФНР)

Жижакина Наталья Витальевна учитель-логопед МАДОУ «Надежда» ЯНАО, г. Ноябрьск

Цели: коррекционно — образовательные:

  • учить детей различать звуки С — Ш на материале слогов, слов и предложений;
  • закрепить знания о характеристике звуков;
  • правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
  • формировать навыки словообразования;
  • формировать номинативный словарь;
  • закреплять понятия ориентировки в пространстве;

коррекиионно — развиваюшие:

  • развивать у детей фонематический слух и восприятие;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать силу речевого выдоха;
  • расширять и уточнять словарь;
  • развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • развивать внимание и память;
  • работать по предупреждению дисграфии;
  • работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений;

коррекиионно — воспитательные:

  • воспитывать умение понимать учебную задачу;
  • воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: презентация к занятию в формате Power Point

Раздаточный материал: пособия для звукового анализа: «дельфин» для определения места звука в слове, пеналы с фишками и элементами схемы предложения, элементы букв из буквенного конструктора, предметные картинки: слон, носорог, пушка, шапка, мышь; карточки с заданием для звукобуквенного анализа; пенал с карандашами; стенд «Звукландия», пособие для дыхания «Ветерок», «Су-Джок» шарики с колечками;

Оборудование: комплект медиа оборудования: ПК, интерактивная доска, проектор.

Ход занятия:

Организационный момент: Игра на развитие внимания «Бывает, не бывает»:

Задаются условные жесты: «бывает» — хлопни в ладоши, «не бывает» — хлопни по коленкам.

-Мама по небу летает, такое бывает?

-Птицы под водой плывут.

-Мышки хлеб толпой грызут.

-Лыжник под водой идёт.

-Лодка по воде плывёт.

-Волк на дереве сидит.

-Заяц скачет и мычит.

-Злой медведь в лесу рычит.

-Утром куртку надеваем.

-Руки в брюки продеваем.

  • При встрече «Здравствуй» говорим

-Мы в детский сад к друзьям спешим!

  • Мы друг другу улыбнемся

-Сядем ровно, соберёмся.

1. Сегодня к нам в гости из леса далёкой страны «Звукландии» прибыли гномы.

Вспомните, ребята, как их зовут, и из какой они сказки (Ворчун и Весельчак).

Ворчун здоровается с детьми: — Приветштвую ваш, ребята! Какие вы все крашивые!

Весельчак здоровается: — Здравствуйте! Какие же вы все больсые!

Логопед: — Ой, Ворчун, Весельчак, да вы путаете звуки? Ребята, какие звуки путают наши гномики?

Ворчун: — Путаем и ничего не можем ш этим поделать. Как же вы эти звуки различаете?

Логопед: — Не расстраивайтесь, мы с ребятами вам обязательно поможем. Подскажите, дети, какие звуки путают гномы? Сегодня мы научимся различать эти звуки и поможем нашим гостям. Расскажем Ворчуну с Весельчаком о звуках С, Ш.

Логопед: -Что мы знаем о звуке С?

Дети: — С свистит, как насос. Он согласный, твёрдый, глухой. В схеме слова обозначается фишкой синего цвета.

Логопед: -Что мы знаем о звуке Ш?

Дети: — Ш шипит, как змея. Он согласный, всегда твёрдый, глухой. В схеме слова обозначается фишкой синего цвета.

-Чем похожи эти звуки?

Дети: — Они оба согласные, глухие, обозначаются синей фишкой.

-Чем же они отличаются?

Дети: — С – губы в улыбке, Ш- губы в виде окошка, С- язык опускаем вниз, Ш – язык в виде чашечки поднимаем вверх, С – воздушная струя какая … (холодная), Ш — теплая, С – есть мягкая пара, Ш – только твердый.

- Дети, сравните, одинаковые получились у нас схемы или разные? Значит и звуки С, Ш тоже разные, и их нужно различать.

2. Дифференциация звуков С, Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях.

а) Дидактическая игра: «Хлопни-топни»:

М, Н, С, П, А, К, Ч, Ш, Т, С, Л, Ф, Ш…

б) Гном Весельчак предлагает поиграть: «Повтори, не торопись и смотри не ошибись»:

Со – шо, со – шо – я рисую хорошо!

Ши-сы, ши-сы – красивые у нас часы!

Со – шо – шо — со – а в машине колесо!

Ши-сы-ши – в нашем озере ерши!

Са-ша-са-ша – наша каша хороша!

в) Гном Ворчун предлагает игру: — «Послушай внимательно, посмотри и лишнее слово убери»

Шапка, шуба, свитер, шарф; — Каким словом назовём все эти предметы?

Собака, сурок, мышь, носорог; — Каким словом их назовём?

Соня, Света, Алиса, Маша; — Что это… (женские имена).

Шутки, сутки, штык, шалаш;

Мишка, игрушка, миска, катушка.

г) Дидактическая игра «Исправь нелепицы»:

«Шуба надела Свету»

«Кость нашла собаку»

«Шишки с орешками любят белку»

«Берлога сладко спит в мишке»

«Самокат катется на Мише»

- Логопед: Наши уважаемые гномы, ребята, решили проверить, а справитесь ли вы с заданиями, которые они привезли.

3. Определение места звука в слове.

- Посмотрите, на столе у вас лежат схемы слова «дельфинчики». Каждому из вас под пенал гномы спрятали картинку, в которой живёт звук С или Ш. Определите его место в слове и обозначьте фишкой.

5. Динамическая пауза:

- Ребята, возьмите «Ветерок». Короткий глубокий вдох носом, длинный, плавный выдох ртом (повторить упражнение трижды). Затем дети достают колечки «Су-Джок» из волшебных шариков и массируют ими подушечки пальцев, при этом проговаривая стихотворение:

Этот пальчик самый главный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал -

Он и ловок, и удал!

6. Дидактическая игра: «Ребята-кенгурята».

- Дети выстраиваются друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Логопед предлагает попрыгать.

- Дети прыгают вперёд столько раз, сколько в слове слогов, при этом проговаривая слова:

(Сок, лап-ша, шарф, ма-ши-на, со-ба-ка, ши-шка, сад, шну-рок, са-мо-кат, шко-ла)

7. Дифференциация букв С, Ш.

Логопед: Ребята, звуки мы слышим и произносим, а с помощью чего мы читаем и пишем?

Звуки чётко произносим,

Слушаем внимательно,

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно!

- Расскажем гномам о буквах, обозначающих звуки С и Ш?

- На что похожа буква, обозначающая звук С?

- На что похожа буква, обозначающая звук Ш?

- Из каких элементов она состоит?

В правом отделении пенала у каждого из вас буквенный конструктор. Сложите на парте ту букву, элементы которой есть в конструкторе. Какая буква получилась… (буква, обозначающая звук Ш)

- Давайте вспомним ребята, где живут буквы, обозначающие звуки С и Ш.

  • Дети: Они живут в замке согласных, подъезде глухих звуков. С – в комнате с сине-зелёным окошком

обозначает и твёрдый, и мягкий звук, а Ш – в комнате с синим окошком, так как может быть только твёрдым.

- Гномы: Да-да, мы видели такой замок в «Звукландии». Вы совершенно точно описали, где живут эти звуки.

8. Звукобуквенный анализ слова.

Логопед: -Весельчак и Ворчун приготовили для вас ещё одно задание. Справимся?!

Дидактическая игра: «Шифровальщики».

Логопед: Справа на парте, под зеркалом у каждого из вас спрятано задание. Достаньте его.

Составьте слово по первым буквам картинок.

- Какое слово получилось… (Саша). Это имя. С какой буквы всегда нужно писать имена… (с заглавной)

- Сделайте звуковой анализ слова Саша.

-Есть в этом слове звуки, которые мы сегодня учимся сравнивать?

Который по счёту звук С? Который по счёту звук Ш? Сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.

-Ребята, Весельчак предлагает вам составить со словом Саша предложение, подходящее к схеме, которую он нарисовал.

9. Итог занятия:

Логопед: — Весельчаку и Ворчуну пора возвращаться домой.

Гномы: — Какие же вы молодцы ребята, теперь мы тоже сможем различать эти звуки! Давайте вместе выучим чистоговорку: Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Логопед: — Итак, какие звуки мы сегодня сравнивали? Какое задание понравилось вам больше всего?

А за то, что вы так старались гномики приготовили вам сюрприз. Загляните в левое отделение пенала.

(В подарок дети получают наклейки)

Список литературы:

  1. Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.
  2. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.
  3. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год