Содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в условиях логопедического пункта ДОУ |
Логопедия | |||
Автор: Свидлер Яна Валериевна | |||
04.10.2015 16:57 | |||
Содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в условиях логопедического пункта ДОУ Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад №24 Петроградского района г. Санкт-Петербурга Учитель-логопед высшей квалификационной категории Свидлер Яна Валериевна 2015
Анализ результатов обследования речевого развития восптанников ГБДОУ показывает, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них – 50% — фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из основных причин – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. В связи с этим в ГБДОУ функционирует логопедический пункт. Цель коррекционно-развивающей работы – обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что, в свою очередь, формирует готовность к обучению в школе. В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:
При построении коррекционной работы учитываются следующие принципы:
Характеристика речи детей с ФФНР Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к фонматическому анализу и синтезу. Следует отметить, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. Для детей с данным речевым нарушением типичными являются несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ФФНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Особенности организации обучения и воспитания Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Направления коррекционно-развивающей работы:
Методы обучения
Формы организации коррекционно-развивающей логопедической работы В коррекционной работе предусмотрены два типа занятий: индивидуальные и подгрупповые. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии и дизартрии. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его на уровне слога, слова, предложения. Основная цель подгрупповых занятий – развитие фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте. Наполняемость группы зависит от состава воспитанников, зачисляемых ежегодно из числа детей подготовительного к школе возраста. Количество занятий в неделю: 3 индивидуальных занятия и 1-2 подгрупповых (по 3-6 детей в подгруппе). Длительность индивидуальных занятий – 15-20 минут, подгрупповых – 30-35 минут. Индивидуальные занятия Цель: формирование произношения и фонематических процессов (На каждом занятии в течение всего периода обучения) Этапы работы: 1. Подготовительный этап Развитие ручной моторики Развитие артикуляторной моторики Развитие слухового восприятия и внимания 2. Постановка звука Развитие слухового восприятия Развитие фонематического анализа Развитие речевой артикуляторной моторики Работа по непосредственной постановке звука 3. Автоматизация звука Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза) Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи) 4. Дифференциация звуков речи Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков (автоматизация в слогах, словах, фразах) Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков 5. Этап формирования коммуникативных умений и навыков Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи Планирование подгрупповых занятий разделено на два периода обучения:
Всего в год – 61 час. Из них:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА Список литературы
|