Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
Логопедия
Автор: Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна   
28.08.2015 21:03

Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение.

Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки), самым сложным для детей является фонематический анализ слов.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение письму и чтению так же предполагает как обязательное условие развитие фонематических процессов.

В работах В. К. Орфинской, Н. Х. Швачкиной, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой и др. указывается на необходимость развития фонематических процессов у дошкольников и дается характеристика этих процессов.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. (Г. В. Чиркина).

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. (Г. В.Чиркина.)

Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру. (Л. Г. Парамонова).

Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова).

Фонематические представления –это способность оперировать результатами фонематического анализа. (О. Б. Иншакова).

Сформированность фонематического восприятия значительно улучшает результативность коррекционной работы, а именно:

  • постановка звуков идет быстрее и качественнее.
  • автоматизация звука не вызывает трудностей, сокращается время автоматизации.
  • позволяет ребенку делать анализ и синтез звуков, слогов, слов, т.е. мысленно расчленять на составные элементы (фонемы).
  • положительно влияет на формирование слоговой структуры слов.
  • дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, суффиксы

предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического

восприятия дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и

письмом.

В основе нашей работы лежит методика по преодолению фонематических нарушений речи Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой. Кроме того, использовались методы и приемы работы, рекомендованные Л. Ф. Спировой, Д. Б. Элькониным, Е. Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой и другими специалистами.

Коррекционный процесс по формированию фонематического восприятия требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей, поэтому мы стараемся разнообразить занятия, вносим в них элементы игры, это облегчает детям работу, делает занятия менее утомительными и более привлекательными.

В течение нескольких лет мы используем приемы мнемотехники в работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:

  • развитие связной и диалогической речи у детей;
  • развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;
  • развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти…

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемотаблицы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами всю информацию. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Этапы работы с мнемотаблицей

  • рассматривание мнемотаблицы
  • прослушивание рассказа логопеда
  • объяснение символов. — закрепление изученного материала путем многократного повторения рассказа с опорой на мнемотаблицу;
  • самостоятельное заполнение ребенком мнемотаблицы
  • использование мнемотаблицы в качестве плана для пересказа изученного материала.

Мы разработали мнемотаблицы, которые используем в работе по формированию навыков звукового анализа и синтеза слов. Мнемотаблицы содержат информацию о букве и звуках, их особенностях и местоположении в слове. Звук и буква «А» [А]

  1. Звук и буква «А».
  2. Когда мы произносим звук «А», наш ротик широко открыт.
  3. Звук «А» можно услышать, когда кто-то плачет

Анечка упала на пол,
Кот ладошку расцарапал,
И не ладится игра,
Аня громко плаче: «А-А-А»

4. Звук «А» гласный, мы будем обозначать его красным кружком.

5. Звук «А» можно пропеть и воздух легко выходит изо рта, не встречая преград.

6. Буква «А» похожа на лесенку

«А», как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.

7. Придумаем слова, где звук «А» в начале слова.

8. Придумаем слова, где звук «А» в середине слова.

9. Придумаем слова, где звук «А» в конце слова.

Логопед подбирает картинки (слайды)
Звук и буква «И»

[И]

Звук и буква «И»

  1. Звук и буква «И»
  2. Когда мы произносим звук «И», наш ротик улыбается.
  3. Звук «И» можно услышать, когда ржет лошадка: «И-И-И-го-го».
  4. Звук «И» гласный, мы будем обозначать его красным кружком.
  5. Звук «И» можно пропеть и воздух легко выходит изо рта.
  6. Буква «И»

Буква «И», как три иголки,
Три иголки очень колки.

7. Придумаем слова со звуком «И» в начале слова.

8. Придумаем слова со звуком «И» в середине слова.

9. Придумаем слова со звуком «И» в конце слова.

Логопед подбирает картинки (слайды)

Звук и буква «О»
[O]

Звук и буква «О»

  1. Звук и буква «О»
  2. Когда мы произносим звук «О», наши губы вытягиваются овалом.
  3. Мы можем услышать звук «О», когда человек вздыхает, если болит зуб. –ООООх!
  4. Звук «О» гласный, мы будем обозначать его красным кружком.
  5. Звук «О» можно пропеть и воздух легко выходит через рот, не встречая преград.
  6. Буква «О» похожа на колесо.

Посмотри на колесо
И увидишь букву «О».

7. Придумаем слова со звуком «О» в начале слова.

8. Придумаем слова со звуком «О» в конце слова.

9. Придумаем слова со звуком «О» в конце слова.

Логопед подбирает картинки (слайды)

Звук и буква «У»
[У]

Звук и буква «У»

  1. Звук и буква «У»
  2. Когда мы произносим звук «У», наш ротик вытягивается трубочкой, получается маленькое «колечко».
  3. Звук «У» можно услышать, когда гудит поезд: «У-У-У»
  4. Звук «У» гласный, его мы будем обозначать красным кружком.
  5. Звук «У» можно пропеть и воздух легко выходит изо рта.
  6. На что похожа буква «У»

У- это длинные заячьи уши,
Как хорошо ими шорохи слушать.

7. Придумаем слова со звуком «У» в начале слова.

8. Придумаем слова со звуком «У» в середине слова.

9. Придумаем слова со звуком «У» в конце слова.

Логопед подбирает картинки (слайды)
[Ы]

Звук и буква «Ы»

  1. Звук и буква «Ы»
  2. Когда мы произносим звук «Ы», наш ротик чуть открывается, слегка улыбается и нижняя челюсть напрягается.

3. Этот звук узнаешь ты,
Есть в словах: кротЫ, кустЫ,
мЫло, сЫр и в слове мЫ,
Ты запомни гласный «Ы».

4. Звук «Ы» гласный, мы будем обозначать его красным кружком.

5. Звук «Ы» можно пропеть и воздух свободно идет через рот.

6. Придумать слова со звуком «Ы» в начале слова мы не сможем, таких слов нет в русском языке.

Мы слыхали от совы,
Что нет слов на гласный «Ы»

7. Придумаем слова со звуком «Ы» в середине слова.

8. Придумаем слова со звуком «Ы» в конце слова.

Логопед подбирает картинки, слайды

Звук и буква «Э»

[Э]

Звук и буква «Э»

  1. Звук и буква «Э»
  2. Когда мы произносим звук «Э», наш ротик чуть улыбается и приоткрыт.
  3. Звук «Э» можно услышать, как эхо в лесу. -ЭЭЭЭх!
  4. Звук «Э» гласный, мы будем обозначать его красным кружком.
  5. Звук «Э» можно пропеть, воздух свободно идет через рот.
  6. На что похожа буква «Э»

Буква Э с огромным ртом и
Торчащим языком.

7. Придумаем слова со звуком «Э» в начале слова.

8. Придумаем слова со звуком «Э» в середине слова.

Логопед подбирает картинки (слайды)

Буква «Б» и звуки «Б» «БЬ»

[Б][Б]

Буква «Б» и звуки «Б» «БЬ»

  1. Буква «Б» и Звуки «Б» «БЬ»
  2. Звуки «Б, БЬ» можно услышать, когда стучит барабан Б_Б_Б_Б»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т.к. воздуху мешают наши губы.
  4. Эти звуки парные, звук «Б» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «БЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они парные. А глухие

парные звуки у них – «П, ПЬ»

6. Буква «Б» похожа на бочку с краном.
Б -большая бочка с краном.

Пьем из бочки утром рано.

7. Звук «Б» в начале, середине слова.

8. Звук «БЬ» в начале, середине слова.

Буква «П» и Звуки «П» «ПЬ»

[П][П]

  1. Буква «П» и Звуки «П» «ПЬ»
  2. Звуки «П, ПЬ» можно услышать, когда пыхтит кипящий чайник «П_П_П_ПЬ_ПЬ_ПЬ»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т. к. воздуху мешают наши губы.
  4. Эти звуки парные, звук «П» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «ПЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки глухие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они парные. А звонкие

парные звуки у них – «Б, БЬ»

6. Буква «П» похожа на перекладину.

На букве П я подтянусь,

На букве П перевернусь.

7. Звук «П» в начале, середине и конце слова.

8. Звук «ПЬ» в начале, середине, конце слова.

Буква «Д» звуки «З и ЗЬ»

[Д][ДЬ]

Буква «Д» и звуки «Д» «ДЬ»

  1. Буква «Д» и Звуки «Д» «ДЬ»
  2. Звуки «Д, ДЬ» можно услышать, когда стучит дятел Д_Д_Д_Д»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т. к. воздуху мешают наши зубы.
  4. Эти звуки парные, звук «Д» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «ДЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они парные. А глухие

парные звуки у них – «Т, ТЬ»

6. Буква «Д» похожа на дом.
Д-высокий с крышей дом.

В этом доме мы живем.

7. Звук «Д» в начале, середине.

8. Звук «ДЬ» в начале, середине слова.

Буква «Т» и звуки «Т, ТЬ»

[Т][ТЬ]

Буква «Т» и звуки «Т» «ТЬ»

  1. Буква «Т» и Звуки «Т» «ТЬ»
  2. Звуки «Т, ТЬ» можно услышать, когда стучит молоток Т_Т_Т»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т. к. воздуху мешают наши зубы.
  4. Эти звуки парные, звук «Т» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «ТЬ» мягкий,

мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки глухие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они парные. А звонкие

парные звуки у них – «Д, ДЬ»

6. Буква «Т» похожа на антенну.
Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

7. Звук «Т» в начале, середине, конце слова.

8. Звук «ТЬ» в начале, середине, конце слова.

Буква «З» и звуки «З И ЗЬ»

[З][ЗЬ]

Буква «З» и звуки «З» «ЗЬ»

  1. Буква «З» и Звуки «З» «ЗЬ»
  2. Звуки «З, ЗЬ» можно услышать, когда звенит комарик «З_З_З»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т.к. воздуху мешают наши зубы.
  4. Эти звуки парные, звук «З» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «ЗЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они парные. А глухие

парные звуки у них – «С, СЬ»

6. Буква «З» похожа на змею.
З изогнулась, как змея,

Но ей не запугать меня.

7. Звук «З» в начале, середине слова.

8. Звук «ЗЬ» в начале, середине слова.

Буква «С» и звуки «С И СЬ»

[C][CЬ]

Буква «С» и звуки «С» «СЬ»

  1. Буква «С» и Звуки «С» «СЬ»
  2. Звуки «С, СЬ» можно услышать, когда накачивает насос»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т. к. воздуху мешают наши зубы и язычок.
  4. Эти звуки парные, звук «С» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «СЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки глухие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они парные. А звонкие

парные звуки у них – «З, ЗЬ»

6. Буква «С» похожа на серп.
Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.

7. Звук «С» в начале, середине, середине слова.

8. Звук «СЬ» в начале, середине, конце слова.

Буква и звук «Ж»

[Ж]

Буква «Ж» и звук «Ж»

  1. Буква «Ж» и Звук «Ж»
  2. Звук «Ж» можно услышать, когда слышно, как жужжит жук «Ж_Ж_Ж».
  3. Это звук согласный, его нельзя пропеть, т. к. воздуху мешают наши губы и зубы.
  4. Это звук непарный, звук «Ж» твердый, обозначаем его синим кружком.
  5. Это звук звонкий. Голос звенит, когда мы его произносим. Он непарный.
  6. Буква «Ж» похожа на жука.
  7. Звук «Ж» в начале, середине слова.

Буква и звук «Ш»

[Ш]

Буква «Ш» и звук «Ш»

  1. Буква «Ш» и Звук «Ш»
  2. Звук «Ш» можно услышать, когда слышно, как спускает колесо «Ш_Ш_Ш»
  3. Это звук согласный, его нельзя пропеть, т. к. воздуху мешают наши губы и зубы.
  4. Это звук непарный, звук «Ш» твердый, обозначаем его синим кружком.
  5. Это звук глухой. Голос не звенит, когда мы его произносим. Он непарный.
  6. Буква «Ш» похожа на шапку-ушанку.
  7. Звук «Ш» в начале, середине, конце слова.

Буква «В» и звуки «В и ВЬ»

[В][ВЬ]

Буква «В» и звуки «В» «ВЬ»

  1. Буква «В» и Звуки «В» «ВЬ»
  2. Звуки «В, ВЬ» можно услышать, когдавоет ветер В_В_В»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т. к. воздуху мешают наши губы.
  4. Эти звуки парные, звук «В» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «ВЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они парные. А глухие

парные звуки у них – «Ф, ФЬ»

6. Буква «В» похожа на велосипед.

На букве В обьеду весь свет,

Ведь буква в-велосипед.

7. Звук «В» в начале, середине слова.

8. Звук «ВЬ» в начале, середине слова.

Буква «Ф», звуки «Ф и ФЬ»

[Ф][ФЬ]

Буква «Ф» и звуки «Ф» «ФЬ»

  1. Буква «Ф» и Звуки «Ф» «ФЬ»
  2. Звуки» Ф, ФЬ» можно услышать, когда фыркает кошка «Ф_Ф_Ф»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т.к. воздуху мешают наши губы.
  4. Эти звуки парные, звук «Ф» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «ФЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки глухие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они парные. А звонкие

парные звуки у них – «В, ВЬ»

6. Буква «Ф» похожа на филина.

7. Звук «Ф» в начале, середине, конце слова.

8. Звук «ФЬ» в начале, середине слова.

Буква «Г» и звуки «Г и ГЬ»

[Г][ГЬ]

Буква «Г» и звуки «Г» «ГЬ»

  1. Буква «Г» и Звуки «Г» «ГЬ»
  2. Звуки «Г, ГЬ» можно услышать, когда кричит гусь «Г_Г_Г»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т. к. воздуху мешают наши губы.
  4. Эти звуки парные, звук «Г» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «ГЬ» мягкий,

мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они парные. А глухие

парные звуки у них – «К, КЬ»

6. Буква «Г» похожа на гуся.

Букву Г я не боюсь,

Г-не злой, а добрый гусь.

7. Звук «Г» в начале, середине слова.

8. Звук «ГЬ» в начале, середине слова.

Буква «К» и звуки «К и КЬ»

[К][КЬ]

Буква «К» и звуки «К» «КЬ»

  1. Буква «К» и Звуки «К» «КЬ»
  2. Звуки «К, КЬ» можно услышать, когда капает дождик «К_К_К_К»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т. к. воздуху мешает наш язычок, который

поднимаетк нёбу.

4. Эти звуки парные, звук «К» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «КЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки звонкие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они парные. А звонкие

парные звуки у них – «Г, ГЬ»

6. Буква «К» похожа на половинку от буквы «Ж».

Это— «Ж», а это — «КА»,

Целый жук и полжука

7. Звук «К» в начале, середине, конце слова.

8. Звук «КЬ» в начале, середине слова.

Буква «Л» и звуки «Ли ЛЬ»

[Л][Л’]

Буква «Л» и звуки «Л» «ЛЬ»

  1. Буква «Л» и Звуки «Л» «ЛЬ»
  2. Звуки «Л, ЛЬ» можно услышать, когда летит самолет «Л_Л_Л»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т.к. воздуху мешают наши зубы.
  4. Эти звуки парные, звук «Л» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «ЛЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они непарные.

6. Буква «Л» похожа на человека, который играет в футбол, отбивает мяч ногой.

Л ногою мяч поддела

И поймать его хотела.

7. Звук «Л» в начале, середине, конце слова.

8. Звук «ЛЬ» в начале, середине, конце слова.

Буква «М» и звуки «М и МЬ»

[М][М]

Буква «М» и звуки «М» «МЬ»

  1. Буква «М» и Звуки «М» «МЬ»
  2. Звуки «М, МЬ» можно услышать, когда мычит бык «М_М_М»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т.к. воздуху мешают наши губы, воздух идет

через нос.

4. Эти звуки парные, звук «М» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «МЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они непарные.

6. Буква «М» похожа на двух человечков, взявшихся за руки.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я —

Это мы». А между тем

Получилась буква «М»!

7. Звук «М» в начале, середине, конце слова.

8. Звук «МЬ» в начале, середине слова.

Буква «Н» и звуки «Н и НЬ»

[Н][Н’]

Буква «Н» и звуки «Н» «НЬ»

  1. Буква «Н» и Звуки «Н» «НЬ»
  2. Звуки «Н, НЬ» можно услышать, когда погоняют лошадь «НННН-Ноо»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т.к. воздуху мешают наши зубы, я зычок и

воздух идет через нос.

4. Эти звуки парные, звук «М» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «МЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они непарные.

6. Буква «Н» похожа на поясок, который надела ровно.

Н-надела поясок,

И -надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква И наискосок.

7. Звук «Н» в начале, середине, конце слова.

8. Звук «НЬ» в начале, середине, конце слова.

Буква «Р» и звуки «Р иРЬ»

[Р][Р]

Буква «Р» и звуки «Р» «РЬ»

  1. Буква «Р» и Звуки «Р» «РЬ»
  2. Звуки «Р, РЬ» можно услышать, когда рычит лев «Р_Р_Р»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т.к. воздуху мешают наш язычок и зубы.
  4. Эти звуки парные, звук «Р» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «РЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они непарные.

6. Буква «Р» похожа на руку, сжатую в кулак.

Крепко сжата левая рука,

Будет буква Р наверняка

7. Звук «Р» в начале, середине, конце слова.

8. Звук «РЬ» в начале, середине, конце слова.

Буква «Х» и звуки «Х и ХЬ»

[Х][ХЬ]

Буква «Х» и звуки «Х» «ХЬ»

  1. Буква «Х» и Звуки «Х» «ХЬ»
  2. Звуки «Х, ХЬ» можно услышать, когда холодно, мы греем руки «Х_Х_Х»
  3. Эти звуки согласные, их нельзя пропеть, т.к. воздуху мешают наш язычок.
  4. Эти звуки парные, звук «Х» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «ХЬ»

мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком.

5. Эти звуки глухие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они непарные.

6. Буква «Х» похожа на ножницы.

Мы ножницы портняжные
Блестящие и важные
Ты не играйся с нами
Мы с острыми ножами

Запомни правило одно –

Нас детям брать – ЗАПРЕЩЕНО!!!

7. Звук «Х» в начале, середине, конце слова.

8. Звук «ХЬ» в начале, середине слова.

Буква и звук «Ц»

[Ц]

Буква «Ц» и звук «Ц»

  1. Буква «Ц» и Звук «Ц»
  2. Звук «Ц» можно услышать, когда поёт синичка «Ц_Ц_Ц»».
  3. Это звук согласный, его нельзя пропеть, т. к. воздуху мешают наши зубы.
  4. Это звук непарный, звук «Ц» твердый, обозначаем его синим кружком.
  5. Это звук глухой. Голос не звенит, когда мы его произносим. Он непарный.
  6. Буква «Ц» похожа бак с краном.

Буква Ц-внизу крючок,

Точно с краником бачок.

7. Звук «Ц» в начале, середине, конце слова.

Буква и звук «Ч»

[Ч]

Буква «Ч» и звук «Ч»

  1. Буква «Ч» и Звук «Ч»
  2. Звук «Ч» можно услышать, когда едет поезд «Ч_Ч_Ч».
  3. Это звук согласный, его нельзя пропеть, т. к. воздуху мешают наши губы и зубы.
  4. Это звук непарный, звук «Ч» мягкий, обозначаем его зеленым кружком.
  5. Это звук глухой. Голос не звенит, когда мы его произносим. Он непарный.
  6. Буква «Ч» похожа на цифру четыре.

С арифметикой я в мире,

Ч похожа на четыре.

7. Звук «Ч» в начале, середине, конце слова.

Буква и звук «Щ»

[Щ]

Буква «Щ» и звук «Щ»

  1. Буква «Щ» и Звук «Щ»
  2. Звук «Щ» можно услышать, когда шипит змея «Щ_Щ_Щ».
  3. Это звук согласный, его нельзя пропеть, т. к. воздуху мешают наши губы и зубы.
  4. Это звук непарный, звук «Щ» мягкий, обозначаем его зеленым кружком.
  5. Это звук глухой. Голос не звенит, когда мы его произносим. Он непарный.
  6. Буква «Щ» похожа на букву «Ш».

Буква Щ на Ш похожа
Хвостик есть у Щ, так что же
Изменился внешний вид,
Мягко Щ в словах трещит.

7. Звук «Щ» в начале, середине, конце слова.

Логопед подбирает картинки, слайды.

Буква «Я»

Яблоко мА Я к обезЬЯна

Я Я

[й][а]

мЯч

[А]

Буква «Я»

1. Буква «Я» похожа на якорь.
От яхты якорь- буква Я.
Поднимем якорь –и в моря!
2. Когда буква «Я» стоит после согласного, она делает мягким и обозначает один гласный звук

«А»

3. Когда буква «Я» в начале слова, она обозначает два звука «Й» и «А».

4. Так бывает, когда буква «Я» стоит после гласного звука.

5. Так бывает, когда буква «Я» стоит после Ъ и Ь.

Буква «Ю»

Ю Ю

[й][у]

мЮсли

Юрта пОЮт вЬЮга

[у]

Буква «Ю»

1. Буква «Ю» похожа букву «О» у столбика
Чтобы «О» не укатилось, —
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась... буква «Ю»!

2. Когда буква «Ю» стоит после согласного, то делает его мягким и обозначает один гласный

звук «У»

3. Когда буква «Ю» в начале слова, обозначает два зука «Й» и «У».

4. Так бывает, когда буква «Ю» стоит после гласного звука.

5. Так бывает, когда буква «Ю» стоит после Ъ и Ь.

Буква «Е»

Е Е

[й][э]

Ели

тЕсто

[Э]

бОЕц подЪЕзд

Буква «Е»

1. Буква «Е» похожа на сломанную лесенку
На дворе-такая жалость,
Наша лесенка сломалась-
Наша лесенка сломалась-

Буква Е зато осталась

2. Когда буква «Е» стоит после согласного, то делает его мягким. И бозначает один гласный звук

«Э».

3. Когда буква «Е» в начале слова, она обозначает два звука «Й» и «Э».

4. Так бывает, когда буква «Е» стоит после гласного.

5. Так бывает, когда буква «Е» стоит после Ъ и Ь.

Буква «Ё»

Ё Ё

[й][о]

Ёж водО Ём копЬ Ё

мёд

[О]

Буква «Ё»

1. Буква «Ё» похожа на ёлку с игрушками.
Е-как ель с тремя ветвями,
Ё-как ёлочка с шарами.
2. Когда буква «Ё» стоит после согласного, она делает его мягким и обозначает один гласный

звук «О».

3. Когда буква «Ё» в начале слова, она обозначает два звука «Й» и «О».

4. Так бывает, когда буква «Ё» стоит после гласного.

5. Так бывает, когда буква «Ё» стоит после Ъ и Ь.

Е-как ель с тремя ветвями,
Ё-как ёлочка с шарами.
Буква и звук «Й»
Буква «Й» и звук «Й»

[Й]

  1. Буква «Й» и Звук «Й»
  2. Это звук согласный, его нельзя пропеть, т.к. воздуху мешают наши губы и зубы, язычок.
  3. Это звук непарный, звук «Й» мягкий, обозначаем его зеленым кружком.
  4. Это звук звонкий. Голос звенит, когда мы его произносим. Он непарный.

5. Буква «Й» похожа на букву «И» со шляпкой.
Буква Й на И похожа.
Ты ей шляпку подари,
Станет краткой буква Й.

6. Звук «Й» в начале, середине, конце слова.

Мы планируем дальнейшее использование образовательной технологии "мнемотехника"

и в других направлениях коррекционно-образовательной работы с детьми. Приемы мнемотехники заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают

время обучения, развивают память, внимание, образное мышление, делают

коррекционную работу интересной.

Список используемой литературы

  • Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
  • Н.М. Быкова “Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2010. – 160 с.
  • Волкова, Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. – М: Владос, 2006.
  • Гурьева Н. К. Формирование фонематических процессов у младших школьников (как один из способов преодоления нарушений письма и чтения). Методическая разработка. — Чебоксары, 2007;
  • Игры для детей дошкольного возраста/ Т.В. Колбаскина, И.П, Лобурева, Г.А. Огурцова. Москва: Образ компании, 2006. – 192 с.: ил.;
  • Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования. Диссертация учёной степени, М.2005;
  • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
  • Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция/Р. И.
  • Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону; Спб., 2004. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников/Р. И. Лалаева. – М. Владос, 1999. Садовникова, И.Н.
  • Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учрждений и школ различных типов/И. Н. Садовникова. – М., 2005.
  • Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, — Москва, 1968;
  • Логопедия под ред. Волковой Л.С. – М., 2002.
  • Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.). – СПб.: “Паритет”, 2003. – 112 с. – (Серия “Рождаюсь. Расту. Развиваюсь”).
  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2006.
  • Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2004. Также использованы картинки из поисковых служб интернета
  • Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  • Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1984.
  • Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.: ил.
  • Использованы картинки из интернет ресурсов.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год