Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией. |
Логопедия | |||
Автор: Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна | |||
28.08.2015 21:03 | |||
Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией. Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов. Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки), самым сложным для детей является фонематический анализ слов.
Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение письму и чтению так же предполагает как обязательное условие развитие фонематических процессов. В работах В. К. Орфинской, Н. Х. Швачкиной, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой и др. указывается на необходимость развития фонематических процессов у дошкольников и дается характеристика этих процессов. Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. (Г. В. Чиркина). Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. (Г. В.Чиркина.) Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру. (Л. Г. Парамонова). Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова). Фонематические представления –это способность оперировать результатами фонематического анализа. (О. Б. Иншакова). Сформированность фонематического восприятия значительно улучшает результативность коррекционной работы, а именно:
предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического восприятия дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. В основе нашей работы лежит методика по преодолению фонематических нарушений речи Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой. Кроме того, использовались методы и приемы работы, рекомендованные Л. Ф. Спировой, Д. Б. Элькониным, Е. Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой и другими специалистами. Коррекционный процесс по формированию фонематического восприятия требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей, поэтому мы стараемся разнообразить занятия, вносим в них элементы игры, это облегчает детям работу, делает занятия менее утомительными и более привлекательными. В течение нескольких лет мы используем приемы мнемотехники в работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемотаблицы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами всю информацию. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Этапы работы с мнемотаблицей
Мы разработали мнемотаблицы, которые используем в работе по формированию навыков звукового анализа и синтеза слов. Мнемотаблицы содержат информацию о букве и звуках, их особенностях и местоположении в слове. Звук и буква «А» [А]
Анечка упала на пол, 4. Звук «А» гласный, мы будем обозначать его красным кружком. 5. Звук «А» можно пропеть и воздух легко выходит изо рта, не встречая преград. 6. Буква «А» похожа на лесенку «А», как лесенка стоит 7. Придумаем слова, где звук «А» в начале слова. 8. Придумаем слова, где звук «А» в середине слова. 9. Придумаем слова, где звук «А» в конце слова. Логопед подбирает картинки (слайды) [И] Звук и буква «И»
Буква «И», как три иголки, 7. Придумаем слова со звуком «И» в начале слова. 8. Придумаем слова со звуком «И» в середине слова. 9. Придумаем слова со звуком «И» в конце слова. Логопед подбирает картинки (слайды) Звук и буква «О» Звук и буква «О»
Посмотри на колесо 7. Придумаем слова со звуком «О» в начале слова. 8. Придумаем слова со звуком «О» в конце слова. 9. Придумаем слова со звуком «О» в конце слова. Логопед подбирает картинки (слайды) Звук и буква «У» Звук и буква «У»
У- это длинные заячьи уши, 7. Придумаем слова со звуком «У» в начале слова. 8. Придумаем слова со звуком «У» в середине слова. 9. Придумаем слова со звуком «У» в конце слова. Логопед подбирает картинки (слайды) Звук и буква «Ы»
3. Этот звук узнаешь ты, 4. Звук «Ы» гласный, мы будем обозначать его красным кружком. 5. Звук «Ы» можно пропеть и воздух свободно идет через рот. 6. Придумать слова со звуком «Ы» в начале слова мы не сможем, таких слов нет в русском языке. Мы слыхали от совы, 7. Придумаем слова со звуком «Ы» в середине слова. 8. Придумаем слова со звуком «Ы» в конце слова. Логопед подбирает картинки, слайды Звук и буква «Э» [Э] Звук и буква «Э»
Буква Э с огромным ртом и 7. Придумаем слова со звуком «Э» в начале слова. 8. Придумаем слова со звуком «Э» в середине слова. Логопед подбирает картинки (слайды) Буква «Б» и звуки «Б» «БЬ» [Б][Б] Буква «Б» и звуки «Б» «БЬ»
мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они парные. А глухие парные звуки у них – «П, ПЬ» 6. Буква «Б» похожа на бочку с краном. Пьем из бочки утром рано. 7. Звук «Б» в начале, середине слова. 8. Звук «БЬ» в начале, середине слова. Буква «П» и Звуки «П» «ПЬ» [П][П]
мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки глухие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они парные. А звонкие парные звуки у них – «Б, БЬ» 6. Буква «П» похожа на перекладину. На букве П я подтянусь, На букве П перевернусь. 7. Звук «П» в начале, середине и конце слова. 8. Звук «ПЬ» в начале, середине, конце слова. Буква «Д» звуки «З и ЗЬ» [Д][ДЬ] Буква «Д» и звуки «Д» «ДЬ»
мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они парные. А глухие парные звуки у них – «Т, ТЬ» 6. Буква «Д» похожа на дом. В этом доме мы живем. 7. Звук «Д» в начале, середине. 8. Звук «ДЬ» в начале, середине слова. Буква «Т» и звуки «Т, ТЬ» [Т][ТЬ] Буква «Т» и звуки «Т» «ТЬ»
мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки глухие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они парные. А звонкие парные звуки у них – «Д, ДЬ» 6. Буква «Т» похожа на антенну. И на крыше очутилась. 7. Звук «Т» в начале, середине, конце слова. 8. Звук «ТЬ» в начале, середине, конце слова. Буква «З» и звуки «З И ЗЬ» [З][ЗЬ] Буква «З» и звуки «З» «ЗЬ»
мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они парные. А глухие парные звуки у них – «С, СЬ» 6. Буква «З» похожа на змею. Но ей не запугать меня. 7. Звук «З» в начале, середине слова. 8. Звук «ЗЬ» в начале, середине слова. Буква «С» и звуки «С И СЬ» [C][CЬ] Буква «С» и звуки «С» «СЬ»
мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки глухие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они парные. А звонкие парные звуки у них – «З, ЗЬ» 6. Буква «С» похожа на серп. С как серп, кривой и острый. 7. Звук «С» в начале, середине, середине слова. 8. Звук «СЬ» в начале, середине, конце слова. Буква и звук «Ж» [Ж] Буква «Ж» и звук «Ж»
Буква и звук «Ш» [Ш] Буква «Ш» и звук «Ш»
Буква «В» и звуки «В и ВЬ» [В][ВЬ] Буква «В» и звуки «В» «ВЬ»
мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они парные. А глухие парные звуки у них – «Ф, ФЬ» 6. Буква «В» похожа на велосипед. На букве В обьеду весь свет, Ведь буква в-велосипед. 7. Звук «В» в начале, середине слова. 8. Звук «ВЬ» в начале, середине слова. Буква «Ф», звуки «Ф и ФЬ» [Ф][ФЬ] Буква «Ф» и звуки «Ф» «ФЬ»
мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки глухие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они парные. А звонкие парные звуки у них – «В, ВЬ» 6. Буква «Ф» похожа на филина. 7. Звук «Ф» в начале, середине, конце слова. 8. Звук «ФЬ» в начале, середине слова. Буква «Г» и звуки «Г и ГЬ» [Г][ГЬ] Буква «Г» и звуки «Г» «ГЬ»
мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они парные. А глухие парные звуки у них – «К, КЬ» 6. Буква «Г» похожа на гуся. Букву Г я не боюсь, Г-не злой, а добрый гусь. 7. Звук «Г» в начале, середине слова. 8. Звук «ГЬ» в начале, середине слова. Буква «К» и звуки «К и КЬ» [К][КЬ] Буква «К» и звуки «К» «КЬ»
поднимаетк нёбу. 4. Эти звуки парные, звук «К» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «КЬ» мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки звонкие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они парные. А звонкие парные звуки у них – «Г, ГЬ» 6. Буква «К» похожа на половинку от буквы «Ж». Это— «Ж», а это — «КА», Целый жук и полжука 7. Звук «К» в начале, середине, конце слова. 8. Звук «КЬ» в начале, середине слова. Буква «Л» и звуки «Ли ЛЬ» [Л][Л’] Буква «Л» и звуки «Л» «ЛЬ»
мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они непарные. 6. Буква «Л» похожа на человека, который играет в футбол, отбивает мяч ногой. Л ногою мяч поддела И поймать его хотела. 7. Звук «Л» в начале, середине, конце слова. 8. Звук «ЛЬ» в начале, середине, конце слова. Буква «М» и звуки «М и МЬ» [М][М] Буква «М» и звуки «М» «МЬ»
через нос. 4. Эти звуки парные, звук «М» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «МЬ» мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они непарные. 6. Буква «М» похожа на двух человечков, взявшихся за руки. Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я — Это мы». А между тем Получилась буква «М»! 7. Звук «М» в начале, середине, конце слова. 8. Звук «МЬ» в начале, середине слова. Буква «Н» и звуки «Н и НЬ» [Н][Н’] Буква «Н» и звуки «Н» «НЬ»
воздух идет через нос. 4. Эти звуки парные, звук «М» твердый, обозначаем его синим кружком, а звук «МЬ» мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они непарные. 6. Буква «Н» похожа на поясок, который надела ровно. Н-надела поясок, И -надела поясок. Буква Н надела ровно, Буква И наискосок. 7. Звук «Н» в начале, середине, конце слова. 8. Звук «НЬ» в начале, середине, конце слова. Буква «Р» и звуки «Р иРЬ» [Р][Р] Буква «Р» и звуки «Р» «РЬ»
мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки звонкие. Голос звенит, когда мы их произносим. Они непарные. 6. Буква «Р» похожа на руку, сжатую в кулак. Крепко сжата левая рука, Будет буква Р наверняка 7. Звук «Р» в начале, середине, конце слова. 8. Звук «РЬ» в начале, середине, конце слова. Буква «Х» и звуки «Х и ХЬ» [Х][ХЬ] Буква «Х» и звуки «Х» «ХЬ»
мягкий, мы обозначаем его зеленым кружком. 5. Эти звуки глухие. Голос не звенит, когда мы их произносим. Они непарные. 6. Буква «Х» похожа на ножницы. Мы ножницы портняжные Запомни правило одно – Нас детям брать – ЗАПРЕЩЕНО!!! 7. Звук «Х» в начале, середине, конце слова. 8. Звук «ХЬ» в начале, середине слова. Буква и звук «Ц» [Ц] Буква «Ц» и звук «Ц»
Буква Ц-внизу крючок, Точно с краником бачок. 7. Звук «Ц» в начале, середине, конце слова. Буква и звук «Ч» [Ч] Буква «Ч» и звук «Ч»
С арифметикой я в мире, Ч похожа на четыре. 7. Звук «Ч» в начале, середине, конце слова. Буква и звук «Щ» [Щ] Буква «Щ» и звук «Щ»
Буква Щ на Ш похожа 7. Звук «Щ» в начале, середине, конце слова. Логопед подбирает картинки, слайды. Буква «Я» Яблоко мА Я к обезЬЯна Я Я [й][а] мЯч [А] Буква «Я» 1. Буква «Я» похожа на якорь. «А» 3. Когда буква «Я» в начале слова, она обозначает два звука «Й» и «А». 4. Так бывает, когда буква «Я» стоит после гласного звука. 5. Так бывает, когда буква «Я» стоит после Ъ и Ь. Буква «Ю» Ю Ю [й][у] мЮсли Юрта пОЮт вЬЮга [у] Буква «Ю» 1. Буква «Ю» похожа букву «О» у столбика Получилась... буква «Ю»! 2. Когда буква «Ю» стоит после согласного, то делает его мягким и обозначает один гласный звук «У» 3. Когда буква «Ю» в начале слова, обозначает два зука «Й» и «У». 4. Так бывает, когда буква «Ю» стоит после гласного звука. 5. Так бывает, когда буква «Ю» стоит после Ъ и Ь. Буква «Е» Е Е [й][э] Ели тЕсто [Э] бОЕц подЪЕзд Буква «Е» 1. Буква «Е» похожа на сломанную лесенку Буква Е зато осталась 2. Когда буква «Е» стоит после согласного, то делает его мягким. И бозначает один гласный звук «Э». 3. Когда буква «Е» в начале слова, она обозначает два звука «Й» и «Э». 4. Так бывает, когда буква «Е» стоит после гласного. 5. Так бывает, когда буква «Е» стоит после Ъ и Ь. Буква «Ё» Ё Ё [й][о] Ёж водО Ём копЬ Ё мёд [О] Буква «Ё» 1. Буква «Ё» похожа на ёлку с игрушками. звук «О». 3. Когда буква «Ё» в начале слова, она обозначает два звука «Й» и «О». 4. Так бывает, когда буква «Ё» стоит после гласного. 5. Так бывает, когда буква «Ё» стоит после Ъ и Ь. Е-как ель с тремя ветвями, [Й]
5. Буква «Й» похожа на букву «И» со шляпкой. 6. Звук «Й» в начале, середине, конце слова. Мы планируем дальнейшее использование образовательной технологии "мнемотехника" и в других направлениях коррекционно-образовательной работы с детьми. Приемы мнемотехники заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают время обучения, развивают память, внимание, образное мышление, делают коррекционную работу интересной. Список используемой литературы
|