Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речи
МБДОУ комбинированного вида № 271 Учитель-логопед Сапарова Е.Н. Воспитатель Дубова Т.Г.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
Подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми.
Скачать презентацию
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей группы лежат следующие принципы:
- принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
- принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
- принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
- принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
- принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи
Формы совместной работы
- совместное комплексно-тематическое планирование
- обмен информацией, обсуждение достижений детей
- личные контакты, беседы
- консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это вопросы, связанные с методами коррекции
- практические семинары, медико – педагогические советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель)
- совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия)
- оформление методических копилок, памяток, родительского уголка
- Функции логопеда:
- формирование правильного речевого дыхания;
- коррекция звукопроизношения;
- совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
- устранение недостатков слоговой структуры слова;
- формирование послогового чтения;
- отработка новых лексико-грамматических категорий;
- обучение связной речи;
- предупреждение нарушений письма и речи;
- развитие психических функций.
Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей.
Функции воспитателя:
- учет лексической темы при проведении всех занятий;
- пополнение, уточнение и активизация словаря по лексической теме в процессе режимных моментов;
- постоянное совершенствование артикуляции, общей моторики;
- систематический контроль за правильностью речи (звуки, грамматика);
- формирование связной речи;
- закрепление навыков чтения и письма;
- закрепление речевых навыков на инд. занятиях по заданию логопеда;
- развитие понимания речи, памяти, мышления в игровых упражнениях.
Направления работы воспитателя в течение дня
- развитие лексики (на занятиях воспитателя по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, продуктивных видах деятельности)
- развитие грамматического строя (индивидуальная работа по заданию логопеда);
- развитие фонематической системы языка (индивидуальная работа по заданию логопеда, тетрадь для совместной работы воспитателей и логопеда);
- развитие моторики
Во время одевания повторяются названия частей тела, предметов одежды, действий (надеть, завязать, завязать, застегнуть)
При воспитании культурно-гигиенических навыков также уточняем произношение, согласование слов
полотенце (мягкое, пушистое, разноцветное, махровое и т.д.);
мыло (душистое, ароматное, скользкое и т.д);
В процессе самообслуживания
- повторяются названия постельных принадлежностей;
- из чего сделаны:
- подушка (мягкая, пуховая, теплая,);
- одеяло (ватное, шерстяное, теплое, легкое, приятное).
При организации питания
- названия приготовленных блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, их вкусовые качества (яблочный компот, суп гороховый, запеканка творожная и т.д.).
Во время одевания на прогулку
- закрепляет название верхней одежды, обуви и ее сезонное назначение;
- цвет и разнообразие материала из которого изготовлена одежда, обувь (шапка меховая, шерстяная;
- сапоги резиновые, кожаные, валенные и др.).
Работа по обогащению словаря проводится и на прогулках
- экскурсии за пределы детского сада (парикмахерскую, магазин, библиотеку);
- целевые прогулки (наблюдения за транспортом, строительством дома и т.д.);
- прогулки — походы;
- наблюдения (за живой и неживой природой, трудом взрослых).
Во время утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна
- закрепление временных представлений (части суток, месяц и времена года, ориентировка в пространстве);
- эталоны цвета, формы, размера;
- обогащение словарного запаса качественными прилагательными и др.;
Во время руководства игровой деятельностью
вовлечение детей диалог, где решаются все задачи по развитию речи: ( «Во что будешь играть? Кем будешь? Что тебе нужно для игры?», Что будешь делать?»);
( «Дайте мне, пожалуйста, машину»; «Какая машина»; «Железная, грузовая, пластмассовая, зеленая…» и др.);
В процессе трудовой деятельности
отрабатываются глаголы с приставками (собери, разложи, отбери, принеси, вымой и т.д.);
закрепляются пространственные понятия ( «положи на коробку», «поставь машину на нижнюю полку»);
закрепляется употребление предлогов и др.
Во время дежурства
закрепляется название различной посуды;
материал из которого она сделана (поднос пластмассовый, тарелка керамическая);
планирование деятельности с речевым сопровождением во время сервировки столов.
Дидактические игры
- на развитие фонематического слуха,
- воспитание звуковой культуры речи,
- обогащение словаря,
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- обучение грамоте и многое др.
Физкультминутки
- формирование связной речи;
- системный контроль над грамматической правильностью речи детей;
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме;
- совершенствование, тонкой и общей моторики
Сравнительные результаты показателей речевого развития детей с ОНР (2014-2015 уч. год)
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии:
- тесной взаимосвязи логопеда и воспитателя;
- единство требований, предъявляемых детям;
- совместное лексико-тематическое планирования работы;
- формирование единого речевого режима (правильная речь сотрудников, создание условий для расширения речевой активности детей, создание коррекционно-развивающей речевой среды).
Спасибо за внимание!
|