Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы». |
Логопедия | |||
Автор: Кошелева Светлана Александровна | |||
23.08.2015 09:21 | |||
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы». Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка. Задачи: Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их детенышей, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно–развивающие: развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи, продолжать развивать у детей умения: образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа; закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие цветовосприятие, воображение, фантазию, интерес к рисованию в технике пуантилизма. Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам, учить внимательно слушать собеседника, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности. Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц, изображение картинки птичницы, картинка «птичий двор», маски-шапочки с изображением дом птиц, мяч, ноутбук с записью голосов домашних птиц, контурное изображение петуха, гуашь, ватные палочки Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски», разучивание стихотворения «Петушок». Ход занятия: I. Организационный момент. 1 -Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг. «Собрались все дети в круг. Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Кате, от Кати к Алеше, от Алёши к Тихону и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня! Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их. 2. Сообщение темы занятия. (Показываю картинку «Птичий двор».) -Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор. Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы: – Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.) – Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.) - Как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (показ. картинку птичницы). Что делает птичница? (дает птицам корм, воду) – Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.) II. Лексико-грамматические игры и упражнения 1. Игра «Волшебные превращения» - Я предлагаю вам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором. (Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.) Загадки
(Дети прослушивают аудиозаписи с голосами домашних птиц.) Отвечают на вопросы логопеда: – Чей голос вы слышите? (Я слышу голос петуха, гуся, курицы, индюка, утки, цыплят.) 3. Кто как голос подает Дети становятся в круг (петушок, гусь, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее: – Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.) – Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!) – Что петух делает? (Петух кукарекает.) (Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет, шипит.) 4. Упражнение «Весёлая семейка»: Назовите папу, маму и детеныша каждой птицы. (выставляется картинка с семьями) Петух, курица, цыпленок. 5. Дидактическая игра "Один – много". — Давайте поиграем в игру «Один — много». Мы волшебники немного, был один, а станет много. курица – курицы, куры, гусыня – гусыни, утенок – утята, 6. Игровое упражнение «Назови ласково» - Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом) Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок – …, птенец-птенчик, крыло – …, клюв -…, перо -…, лапа -…, хвост – … 7. Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), за. III. Физминутка -На нашем птичьем дворе начинаются танцы, я приглашаю всех танцевать. (Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселых утят».) IY. ИЗО-терапия (техника рисования палочками, пуантилизм) -Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки? (Да, он из сказки «Петух и краски» В.Сутеева.) -Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Сможем ему помочь? -Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания. - Вспомним правила работы с ватными палочками и гуашью. Рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами, обмакивать ватную палочку в краску. Много краски на палочку не набираем, примакнули к листу бумаги и отпустили. В краску палочкой макнем Контур обведем сначала, Увлекательно, забавно Вот, что нам нужно. И время приятное, Чтоб получился рисуночек наш. -Берите «волшебные палочки» и приступайте к работе. - Давайте скажем волшебные слова. - Ты немножко покрутись в разноцветного петушка превратись. (нераскрашенный петух «превращается» в разноцветного). - Вы, дети, молодцы.! После окончания работы Оксана С. и Тихон Б. рассказывают стихотворение. К нам в гости петушок пришёл Острый клюв и гребешок, И ку-ка-ре-ку кричать! В травке зернышки находит. Это курочка – Пеструшка. Дремлет на насесте Y. Итог занятия. Оценка деятельности детей. – Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице спасибо и до свидания. – Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были? – Кого из домашних птиц встречали? – Полезны ли для человека домашние птицы? – Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух) – Надо ли человеку ухаживать за птицами? – Почему? – Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!.
|