Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико – грамматических категорий в старшей группе №3 (ОНР). Тема: «Домашние животные». |
Логопедия | |||
Автор: Колпащикова Татьяна Владимировна | |||
09.08.2015 19:35 | |||
Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико – грамматических категорий в старшей группе №3 (ОНР). Тема: «Домашние животные». Подготовила: Колпащикова Татьяна Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата. Задачи. a). Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные», их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. в ед. и мн. ч.; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление сущ. в форме тв. п. и р. падежах).
б). Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. в). Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе. Оборудование: магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, конверты с пазлами «Домашние животные», мяч, корм для животных: бутылка молока, сено, овёс, косточка, морковка, капуста; картина «Скотный двор». Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики. Словарная работа: а). Обогащение словаря: щенок, телёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, поросёнок. б). Активизация словаря: скотный двор, пастух, овёс. Список используемой литературы.
Ожидаемый результат: определение домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные во множественном числе, определять «Кто лишний», образовывать притяжательные прилагательные, знать жилища домашних животных. Форма работы. I Организационный момент. Логопед: Поздоровайтесь с гостями, А теперь соседу справа Дети стоят в кругу. Логопед: Послушайте, и скажите, чьи голоса вы услышали? (Логопед включает диск с голосами домашних животных). Дети: Мы услышали голоса домашних животных. Логопед: Назовите их. Дети: Мы услышали голос коровы, лошади, собаки, кошки, козы, свиньи. Логопед: Как подаёт голос собака? 1-й ребёнок: Собака лает. Логопед: Как подаёт голос корова? 2-й ребёнок: Корова мычит. Логопед: Как подаёт голос лошадь? 3-й ребёнок: Лошадь ржёт. Логопед: Как подаёт голос кошка? 4-й ребёнок: Кошка мяукает. Логопед: Как подаёт голос коза? 5-й ребёнок: Коза блеет. Логопед: Как подаёт голос свинья? 6-й ребёнок: Свинья хрюкает. Логопед: Я думаю, что вы уже догадались, о ком будем сегодня говорить. Дети: О домашних животных. Логопед: Почему их называют домашними животными? Дети: Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них. Логопед: Да, будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика «Домашние животные». Логопед: Эта история о том, как однажды язычок познакомился с котёнком.
II. Основная часть. 1. Работа с пазлами. (У детей на столах пазлы). Логопед: Посмотрите, я вижу перед вами лежат какие-то картинки, соберите их и посмотрите, кто там спрятался? 1 ребёнок: У меня корова. Логопед: Какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко). 2 ребёнок: У меня собака. Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом). 3-й ребёнок: У меня кошка. Логопед: Какую пользу приносит кошка? (Кошка ловит мышей). 4-й ребёнок: У меня свинья. Логопед: Какую пользу приносит свинья? (Свинья даёт мясо). 5-й ребёнок: У меня коза. Логопед: Какую пользу приносит коза? (Коза даёт молоко, шерсть). 6-й ребёнок: У меня лошадь. Логопед: Какую пользу приносит лошадь? (Лошадь даёт кумыс. А ещё она перевозит разные грузы). 2. Игра «У кого кто?» Стук в дверь. Заходит грустный пастух, здоровается. Логопед: Пастух, а почему ты такой грустный? Пастух: Я пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти маму своим детёнышам. Логопед: Ребята, поможем? Дети: Да. (Картинки взрослых животных на доске, картинки с детёнышами на столе. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному). 3. Подвижная игра «На лугу». Пастух: Спасибо, что помогли мне. Я очень счастлив, и хочу с вами поиграть. Играет с детьми под песню «На лугу пасутся». Пастух прощается и уходит. 4. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные». Логопед: А теперь приготовьте пальчики, мы с ними поиграем. У коровы есть рога (указательные пальцы приставить ко лбу). И копыта на ногах (стучат кулачками по коленкам). Травушку она жуёт (кулачки сжимают и разжимают). Деткам молочко даёт (ладони трут друг об друга). Кто в деревне живёт? (из ладоней сделать крышу). Лежебока – рыжий кот (загибают пальцы по очереди). Маленький телёнок, Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы обратно). Их не трудно сосчитать (хлопают в ладоши и стучат кулачками по очереди). 5. Игра с мячом «Чья. Чьё. Чьи?». Логопед: С пальчиками поиграли, они стали ловкими. И сейчас поиграем с мячиком в игру: «Чья. Чьё. Чьи?». Грива лошади (Чья?) … (Лошадиная). Молоко коровы (Чьё?) … (Коровье). 6. Игра «Кто лишний». Логопед: Ребята, посмотрите, животных каких вы называли пришли к вам в гости. Назовите их. Логопед держит поднос, на котором стоят животные. Дети: Корова, свинья, собака, кошка, медведь, коза. Логопед: А кто здесь лишний? Дети: Лишний медведь, потому что медведь-это дикое животное, а все остальные домашние животные. 7. Игра «Кого не стало». Логопед: А сейчас поиграем в прятки с домашними животными. Назовите их, запомните, закройте глаза. Логопед: Кого не стало? Дети: Нет кошки и т.д. 3-4 раза. 8. Игра «Кого чем угостим». Логопед: Ребята, кто ухаживает за домашними животными. Дети: За домашними животными ухаживает человек. Логопед: А вы знаете, чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для домашнего животного и поставьте рядом с ним. 1-й ребёнок: Я угощу кота молоком. 5-й ребёнок: Я угощу кролика морковкой. Логопед: Молодцы. 9. Игра «Кто, где живёт». (Используется презентация на компьютере «Чей дом?») Логопед: Ребята, вы покормили животных, а теперь им пора идти в свой дом. Посмотрите на картинку и назовите, кто, где живёт. 1 ребёнок: Это лошадь. Лошадь живёт в конюшне. 5 ребёнок: Это свинья. Свинья живёт в свинарнике. III. Итог занятия. Сюрпризный момент. Логопед: Молодцы, вы всё верно выполнили. Скажите, что мы делали на занятии? (Дети перечисляют). Стук в дверь. Входит пастух. Пастух: Ребята, я слышал, что вы говорили о домашних животных, какую пользу они приносят людям. Корова какую пользу приносит? Дети: Молоко. Пастух: А что делают из молока? Дети: Кефир, сметану, творог, мороженое, коктейль. Пастух: Правильно, молодцы, и я принёс вам вкусный, полезный, детский, полезный коктейль. (Пастух угощает детей).
|