Использование интерактивных средств обучения в системе коррекционной работе учителей-логопедов.
Из опыта работы МКДОУ №92 г. Астрахани Подготовила Старший воспитатель Макеева З.Д.
«Педагогическая теория- абстракция. Ее практическое применение всегда высокое искусство».
Многие методические инновации связаны сегодня с применением технологий интерактивного обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Под технологией понимают набор процедур, которая обновляет педагогическую деятельность педагога и гарантирует конечный запланированный результат. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interakt» — взаимный, «act» — действовать. Интерактив означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (н-р компьютером), или с кем-либо (человеком). Следовательно, И.О. – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
Основные характеристики «интерактива». Это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых воспитанник чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс.
Суть И.О. состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, причем происходит это в атмосфере доброжелательность и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивное обучение решает следующие задачи:
- развитие коммуникативных умений и навыков, что помогает устанавливать эмоциональный контакт между детьми;
- решение информационных задач, обеспечивая детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развитие общих учебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и т.д.) т.е. обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде прислушиваться к чужому мнению.
И.О. отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д.
Что представляют собой формы И.О.? В настоящее время разработано немало форм И.О. Каждый педагог может самостоятельно придумать новые формы работы с детьми.
Итак, существуют следующие формы И.О.:
- работа в парах, карусель
- ролевая (деловая) игра
- метод пресс, свеча
- займи позицию, дерево решений
- дискуссия, дебаты
- эмаготерапия
- арттерапия
- звуковая аэробика
- сказкотерапия
- биоэнергопластика
- кинезиалогия
- мультимедиа и т.д.
- работа в малых группах, броуновское движение
- незаконченное предложение
- мозговой штурм
Но я остановлюсь и расскажу о тех технологиях И.О., которые используются педагогами нашего детского сада, учитывая коррекционную направленность учреждения, а именно коррекция речевых нарушений. Хочу заметить, что в своей работе педагоги ДОУ используют лишь элементы И.О.
- Средства мультимедиа. Это использование компьютерно — игрового обучения, которое несет смысловую образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие детей, более развитое у детей с речевыми проблемами. Но при этом нужно помнить, что использование компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка. Использование DVD и средств мультипликации, усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала.
- Интерактивные игрушки (Чебурашка, Хрюша). С помощью этих игрушек дети лучше запоминают цифры и буквы, помогают развитию диалогической речи.
- Интерактивные пособия (обучающие плакаты по математике и анатомии).
- Сказкотерапия. Педагоги с удовольствием используют сказку как одну из форм коррекционной работы с детьми. Педагоги используют этапы познания ребенком сказочного мира с опорой на его жизненный опыт. Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков).
- Использование функций музыкального синтезатора на занятиях по развитию речи фонематического восприятия, речевого слуха, просадических компонентов речи на логопедических занятиях с использованием логоритмики.
- Элементы сенсорной комнаты для релаксации в работе с заикающимися детьми, а именно воздушно-пузырьковая колонна, кресла – трансформеры, сухой бассейн. Развивающие игры и упражнения с использованием сухого бассейна, кресел – трансформеров, такие как: «Поздоровайся», «Кого поймали?», «Продолжи движения», и т.д. Способствуют развитию коммуникативных возможностей и способностей, преодолению замкнутости, агрессивности, тревожности. Также в сенсорной комнате успешно проводятся игры и упражнения с целью закрепления, систематизации, уточнения активного словаря по лексическим темам, это беседы, чтение художественных произведений, заучивание стихов, загадок. Таким образом, занятия в сенсорной комнате с использованием игровых упражнений, игр — одна из важных форм коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, способствующая развитию коммуникативных способностей и возможностей заикающихся детей.
- Моделирование. Способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебного материала.
- Биоэнергопластика — объединяет в себе совместные движения речевого аппарата и кистей рук. Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, развивает координацию, мелкую моторику в результате биоэнергопластических упражнений, улучшается речь, память, внимание детей.
В заключении хочу сказать, что интерактивное творчество педагога и воспитанника безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных задач.
|