Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения. |
Логопедия | |||
Автор: Марьенкина Лидия Александровна | |||
12.07.2015 15:53 | |||
Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения. Марьенкина Лидия Александровна, МДОУ «Детский сад № 418» г. Перми, учитель-логопед высшей категории, стаж педагогической деятельности 36 лет, Данные игры могут проводиться со средней группой в целом как игровые занятия, но могут и частями, решая конкретные задачи, например, расширение словаря действий, расширение словаря признаков, расширение словаря антонимов, синонимов и т.п. Допускаются усложнения, упрощения в зависимости от возраста и подготовки детей. Словесно-дидактическая игра «Мишуткина шубка». Цель: формирование и расширение «семантического поля» слова «шуба» и развитие валентностей. Автоматизация звука «ш». Оборудование: - картины (шубы) - натуральные предметы: шубка, шуба, полушубок из разных мехов. - Однажды Мишутке подарили меховое пальто, но не сказали, как называется и когда носить. - Поможем Мишутке разобраться. - Как называется это меховое пальто? (шуба) - Какой первый в слове звук? ( «ш») Характеристика звука (согласный, всегда твердый, глухой). Уточнение акустико-артикуляционного образа звука (артикуляционная гимнастика с участием рук и словесным сопровождением) - Как мы будем звук «ш» произносить? (ответы детей) - Правильно: Будем четко говорить. (показывается детская шубка) Как называем мы эту очень маленькую шубу? (шубка, шубочка, шубонька) - А вот эта большая мамина (шуба). - А у папы огромная (шубища). - У деда короткая (полушубок). - А у бабушки старая поношенная шуба. Как ее можно назвать? (шубейка, шубенка) - А что мы делаем с шубой? Нужно ответить так: шубу ношу, шубу надеваю, шубу вешаю (одеваю, набрасываю, берегу, беру, снимаю, отдаю, покупаю, продаю, чищу, мараю, загрязняю, бросаю, поднимаю, кидаю, любуюсь, смотрю, ненавижу, люблю, шью, зашиваю). - Что шуба делает: шуба висит, шуба греет (падает, укрывает, защищает и т.д.). - Какая бывает шуба? Опять произносим со словами «шуба», «шубка», но эти слова будут стоять в конце, а впереди – слово, которое рассказывает нам, какая шуба, например, меховая шуба, легкая шубка, маленькая шубочка. (коричневая, черная, светлая, темная, мягкая гладкая, пушистая, лохматая, неопрятная, аккуратная, большая, маленькая, модная, старая, новая, холодная, теплая, легкая, тяжелая, драная, сногсшибательная, длинная, короткая, узкая, широкая, маловата, велика, норковая, песцовая, бобровая, медвежья, собачья, овечья, нутриевая, ондатровая, соболья, любимая, ненавистная). - Как интересно, все люди носят разные шубы. Подумайте и скажите, какие шубы носят эти люди (показываются картинки)? - У папы большая шубища, а у Мишутки (маленькая шубка). - У мамы новая шуба, а у папы (старая шубейка). - У сестры чистая шубочка, а у брата (грязная шубка). - У дочери теплая шубка, а у сына (холодная шубка). - У бабушки длинная шуба, а у деда (короткая шубейка, полушубок). - У тети легкая шубка, а у дяди (тяжелая шуба). - У женщины светлая шуба, а у мужчины (темная шуба). - Игра в кругу (Дети эмоционально показывают, как они двигаются и как чувствуют себя в таких шубах). 1. Вот так шубка на мне, Я на подиуме. (модная, новая, сногсшибательная, красивая) 2. А в этой шубе стыдно мне, Не пойду гулять вообще. (старая, поношенная, грязная, облезлая, рваная) 3. А в этой шубе неудобно бегать, прыгать и шагать, Вот-вот-вот могу упасть. (велика, длинная, широкая, большая) 4. В этой шубке я замерзла, Побегу скорей домой. Гулять в шубейке невозможно, Лучше поиграть с сестрой. (холодная, узкая, короткая, маловата, маленькая) - Шуба – это что? (одежда) - Какая одежда? (зимняя) - Какую зимнюю одежду вы знаете? - Что мы надеваем зимой, чтобы не замерзнуть? (ответы со словом «зимний»: зимнее пальто, зимнюю шубу, зимнюю шапку, зимнюю куртку, зимние валенки, зимние ботинки, зимний шарф) - Зимняя одежда нам нужна? Почему? Для чего? - А летом эта одежда нужна? Почему? Итог: - Вот сколько много мы узнали о Мишуткиной шубке и других шубах. Послушайте чистоговорку о Мишутке (заучивание): Шапка да шубка, Вот и наш Мишутка. - А звук какой мы правильно и четко произносили в словах и предложениях? - И звук «ш» себя узнал И спасибо нам сказал.
|