Словесно-дидактическая игра «Путешествие в лес» |
Логопедия | |||
Автор: Марьенкина Лидия Александровна | |||
12.07.2015 15:44 | |||
Словесно-дидактическая игра «Путешествие в лес» Марьенкина Лидия Александровна, МДОУ «Детский сад № 418» г. Перми, учитель-логопед высшей категории, стаж педагогической деятельности 36 лет, Цель: развитие словарного запаса и автоматизация звука «л"» через формирование и расширение «семантического поля» слова «лес», развитие валентностей слов. - Лида и Леня ходили в лес за малиной. Долго искали, много лесов прошли, пока нашли малину. Сели на полянке, стали вспоминать, какие леса они видели, но вспомнить не могли. Дети попросили нас помочь. А нам помогут наши знакомые гномики-слова.
- Вот гномик «слово-предмет» говорит: Лес – слово главное (дети подбирают родственные слова: леса, лесок, лесочек, лесной, перелесок, лесник, лесничий, лесовоз, лесище, подлесок, лесхоз, лесотехникум, лесоруб, лесопарк и т.д.) - Вот сколько слов-родственников у слова «лес». Какой звук есть в каждом слове? ( «л`») Дается характеристика звука «л`» (согласный, мягкий, звонкий). Уточняется цвет фишки – зеленая. Уточняется акустико-артикуляционная характеристика - Сегодня мы будем учиться правильно и красиво произносить звук «л`» слогах, словах и предложениях. - Вспомним наше правило: Будем четко говорить, - Какие деревья растут в лесу? Постарайтесь вспомнить те деревья, в названиях которых есть звук «л`». (Липа, клен, ель, тополь, калина) - Где сидели дети в лесу? (на поляне) - Что они видели на поляне? (лесные ягоды, лесные цветы, лесную траву) - Какие ягоды спели на поляне? (лесная земляника, лесная малина) - Какие цветы росли на поляне? (лесные лилии, лесные колокольчики, лютики, щавель) - Каких зверей могли увидеть дети в лесу? (в слове должен быть звук «л`»: лиса, олень, соболь) - Каких лесных птиц могли увидеть дети в лесу? (клест, филин, цапля) - Лида и Леня не только собирали малину, как вы думаете, что еще они делали в лесу? Гномик «слово-действие» обращается к детям: «Ой, детишки, скучно мне, Играли, собирали, смотрели, любовались, собирали, рвали, срывали, пробовали, кричали, радовались, смеялись, прыгали, бегали, лазали, залезали, кувыркались, ловили, отпускали, ползали. (составление словосочетаний: делали что?, как?, на что?, кому?, где?, кого? и т.д., например, кричали громко, играли в лесу, пробовали малину) - Слово-признак тут сказало: (В густом лесу, в зеленом лесу, в редком лесу, в сосновом лесу, в березовом лесу, в липовом лесу, в кленовом лесу, в еловом лесу, в летнем лесу, в зимнем лесу, в осеннем лесу, в весеннем лесу, в красивом лесу, в страшном лесу, в задумчивом лесу, в снежном лесу, в лиственном лесу, в хвойном лесу, в маленьком лесу, в большом лесу, в умирающем лесу, в засыхающем лесу, в нужном лесу, в диком лесу, в сибирском лесу, в уральском лесу) - Вот сколько много мы узнали о лесе. Ляли-ляли-ляли – мы в лесу гуляли. Чтение стихотворения: Ах, какой красивый лес! И довольные домой
|