Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дифференциальная диагностика ОНР (из опыта работы).
Логопедия
Автор: Вьюгина Наталия Александровна   
21.06.2015 19:54

Дифференциальная диагностика ОНР (из опыта работы).Дифференциальная диагностика ОНР (из опыта работы).

Вьюгина Наталия Александровна, Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №1306, учитель-логопед.

Ключевые слова: ОНР, алалия, дизартрия, разграничение дефекта, признаки.

Краткое содержание.

Предлагается обратить более пристальное внимание логопедов на разграничение такого понятия, как ОНР. Приводится таблица, помогающая определить структуру дефекта и классифицировать ОНР по имеющемуся «дизартрическому» или «алалическому» компоненту. Такой подход, по мнению автора, повысит компетентность специалистов в вопросах диагностики, поможет им организовать свою работу по преодолению ОНР у детей, сделает ее более организованной и продуктивной.

 

Скачать конспект

Впервые термин ОНР (общее недоразвитие речи) был использован Р.Е. Левиной. В группу детей с таким названием попадают дети с алалией, задержками темпа речевого и психического развития, с ОНР, со стертой формой дизартрии, ринолалией и заиканием.

Правильное понимание структуры речевого недоразвития в каждом случае является необходимым условием для оказания наиболее эффективной логопедической и медицинской помощи детям.

Многие исследователи рассматривают алалию и ОНР, как синонимичные понятия. Однако, Е.М. Мастюкова провела дифференциацию ОНР и алалии. По ее мнению, при алалии мы имеем локальный дефект и он более грубый. При ОНР наблюдается диффузное нарушение органического характера в моторной, теменной, лобной областях. При энцефалопатическом исследовании алаликов же видны затемнения в лобных и теменных областях (при моторной алалии), в обоих висках – при сенсорной.

Алалия – системное нарушение органического характера, обусловленное недоразвитием или поражением центрального конца речеслухового или речедвигательного анализатора. Е.М. Мастюкова считает ОНР более легким дефектом по степени нарушения, так как имеются бОльшие компенсаторные возможности.

В группах для детей с ОНР можно встретить детей с ЗРР. Это атипичное развитие речи. Речь у таких детей развивается не так, как у других.

Сравним ЗРР с алалией.

ЗРР характеризуется:

  • Временной задержкой речи.
  • Неравномерным развитием речевых структур. Например, овладение словом сохранно, а овладение фразой – грубо не сформировано. У таких детей фраза бедная, ребенок пользуется обиходным словарным запасом, фразовая речь грубо структурирована, что обусловлено функциональными причинами.

Причины ЗРР могут быть функционального, психологического, функционального и смешанного характера. Недостаточность социально-психологических условий приводит к функциональной задержке развития речи.

Алалия – нарушение органического характера. Нарушаются процессы говорения, мотивации и слушания. При алалии один из видов речевой деятельности нарушен грубо, первично, а 2-ой – вторично. При моторной алалии всегда находим и сенсорные недостатки, связанные с восприятием речи, осознанием и ее пониманием. У детей нарушается мотив, замысел, программа высказывания, звуковой отбор и слоговая структура слова: то есть речь в целом. У моторного алалика часто можно встретить речевой негативизм. Поведенческого негативизма у них нет. При первичном обследовании важно не перепутать речевой негативизм с психологическим.

У ребенка с ЗРР мотивационная сторона всегда сохранна.

Следует обратить внимание на дифференциальную диагностику алалии и дизартрии. При всей несхожести этих нарушений, у детей 3-4 лет с ОНР порой бывает сложно определить первичность патологии, тем более, что есть схожие черты.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Дизартрические расстройства речи часто наблюдаются при самых различных в топическом плане очаговых поражениях мозга (кора, проводящие пути, подкорковые ганглии…). Однако клиницисты, по мнению Е.Н. Винарской [2005], уделяют этому вопросу сравнительно мало внимания. Поэтому «само понятие остается еще довольно расплывчатым и малоопределенным». Автор подчеркивает, что практические врачи понимают под дизартрией невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово-подкорковыми очаговыми поражениями мозга.

Алалия – отсутствие речи или ее недоразвитие системного характера, обусловленное нарушением центральных отделов коры головного мозга. При алалии, как правило, остается сохранным:

  • Физический слух,
  • Первичный интеллект.
  • Способность к артикулированию (т. е отсутствуют парезы и параличи).

Нет единого мнения по поводу сохранности интеллекта у детей-алаликов. Так, например, в 1809 году появилась книга «Неговорящие дети», написанная Богдановым-Березовским. Автор пришел к мысли, что первоначальным дефектом у данной группы детей является снижение интеллекта. С ним соглашается Белова-Давид, которая считает, что дети действительно имеют нарушение мыслительной деятельности, вследствие чего у них не развивается речь. [1969]

Проблеме алалии посвящены работы В.Н. Орфинской, Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской, Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьевой, Собатович, В.А. Ковшикова… Практически все, кто занимается логопедией, сталкиваются с вопросом алалии.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата. Признаки форм дизартрии рассмотрим по данным Е.М. Мастюковой[2001] и Е.Н. Винарской[2005], которые для удобства представим в таблице.

Лишний раз хочу уточнить признаки кинетической апраксии:

  1. Ребенок не может шевелить всем языком, а только его кончиком.
  2. При выполнении упражнений наблюдаются синкенезии – сопутствующие насильственные движения (например, надбровные дуги устремляются вверх).
  3. Нарушена амплитуда движений. В непроизвольной обстановке движения присутствуют.
  4. Обычно проверяем упражнениями на удержание позы.

При дизартрии нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре проявляется следующим образом:

  1. Повышенный тонус характерен при центральном парезе при псевдобульбарной Д.
  2. Мозаичное нарушение тонуса (повышение тонуса языка, гипотония губ, например).
  3. Гипотония – распластанный язык, ослабленная круговая мышца рта — мозжечковая Д, сказывается на жевании и слюнотечении.
  4. Дистония (меняющийся тонус) – подкорковая Д.

При дизартрии подвижность мышц ограничена. Причем, в большей степени это касается произвольных движений, рефлекторные движения – более сохранны. Особенно затруднено движение языка вверх. Если движения ничтожны – мозжечковая Д, если нарушена динамика переключений – подкорковая форма. Нарушение иннервации мышц языка вверх – корковая дизартрия. Можно воспользоваться следующей неврологической пробой. Попросить ребенка поднять язык вверх, в это время положить руки на его шею сзади. Таким образом можно почувствовать напряжение тонуса шейной мускулатуры.

Синкинезии — при псевдобульбарной Д. Неврологическая проба: открыть рот, язык свободно вперед – следить глазами за пальцем.

Динамическая диспраксия в руках и артикуляционном аппарате проверяется пробой «ребро – ладонь – кулак». Дети не могут делать эти движения последовательно.

В корковом отделе головного мозга представлен центральный отдел речедвигательной функции. По данным Е.М. Мастюковой [1997] передняя центральная извилина иннервирует моторику речи.

У детей с любой речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующаяся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной пальцевой деятельностью. Оказывается, это связано с тем, что речь, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы.

Надеюсь, что данные, приведенные в качестве сравнительной таблицы, окажут вам помощь, дорогие коллеги, при дифференциальной диагностике сочетанных диагнозов. Я же в своей работе использую термины «алалический и дизартрический компоненты», чтобы указать причину общего недоразвития речи у детей. Это помогает мне кратко определить структуру дефекта и выстроить план по его преодолению.

Список литературы.

  1. Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. // Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969.
  2. Винарская Е.Н. Дизартрия. АСТРЕЛЬ, 2005.
  3. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи: дис. в форме монографии … д-р пед. н. /НИИД АПН РСФСР. М., 1961.
  4. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. – М., Владос, 2006.
  5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке детей с особыми проблемами в развитии. – М. Владос, 1997.
  6. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –– М..: Просвещение, 1992.
  7. Шаховская Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 168 – 171.
  8. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год