Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией». |
Логопедия | |||
Автор: Коготкова Л.М. | |||
12.03.2015 10:24 | |||
Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией». Составили учителя-логопеды: Бажина С.А., Коготкова Л.М. Дизартрия – это тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Это латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения. Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для ее характеристики применяют выражение «как будто каша во рту». Характеристика данного речевого нарушения позволяет определить непосредственную конкретную цель, задачу и систему логопедического воздействия. Цель логопедической работы при дизартрии может быть сформулирована следующим образом: выправить звуковую сторону речи ребенка в широком смысле этого слова и попутно выровнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично пострадавшие в своем развитии в связи с основным нарушением. Задача логопедического воздействия: а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики; б) преодолеть и затормозить неправильные речевые навыки; в) создать взамен их новые правильные; г) закрепить новые навыки до автоматизации. Коррекционная логопедическая работа при дизартрии строится комплексно. Она включает в себя медицинское и логопедическое воздействие. Медицинское воздействие включает в себя:
Логопедическая работа включает в себя разделы:
Мы уделяем особое внимание на общую, мелкую и артикуляционную моторику. При развитии общей моторики используются комплексы для снятия излишнего напряжения мышц с помощью гимнастических упражнений. Также для развития общей моторики можно использовать иные комплексы гимнастических упражнений (упражнения со скакалками). При этом следить за тем, как ребенок переключается с одного упражнения на другое. Вырабатывать темп и ритм выполнения упражнений. При этом хорошо использовать счет, музыку (медленно и быстро). Очень нужны танцы, ритмика, хореография, аэробика. Иногда можно включить в занятия плавание, катание на велосипеде, коньках. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. У большинства детей с дизартрией наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные). По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также виды деятельности, например:
Для родителей можно порекомендовать действия (чистка яиц, перебирать крупу, горох, лепка). Пальчиковые упражнения надо давать малышам порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не дает эффекта. А также предлагаем десять комплексов пальчиковой гимнастики, которые можно применять в работе с детьми ОНР. Каждый комплекс разучиваем в течение недели. Предварительно вспоминаем или заучиваем название пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности, у детей улучшается память, внимание, слух, зрение. Определенное место отводится развитию мимических движений и движению языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у детей при дизартрии отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная. Примерные упражнения: закрепление глаз, зажмуривание обоих глаз (поочередное правой, левой глаза), надувание щек, задувание свечей и др. Рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок. Например: Мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто мы едим кислый лимон и т.д. Если напряжение мышц лица повышено, то оно может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж в 4 этапа:
Все движения повторяются около 15 раз. Должны проводиться ежедневно и неоднократно. Так как у дизартриков повышена соливация, мы должны проводить работу по ее преодолению. Это могут быть упражнения:
Выполнение артикуляционной гимнастики может выполняться активной и пассивной методикой (пассивной, то есть с механической помощью или активно-пассивной). Эти упражнения должны выполняться на каждом занятии, до тех пор, пока дети не научатся их выполнять. Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в коррекционных группах детского сада и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре. Литература. М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить». М.С. Рудина «Пальчиковый игротренинг». Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». З.А. Репина «Поле речевых чудес», «Уроки логопедии». О.В. Правдина, Л.С. Волкова «Логопедия». Е. Синицына «Умные пальчики». В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». Статьи из журналов. Лекции Артемьевой и Ужлатовой. Л.М. Козырева «Логопедическое пособие».
|