«Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда» |
Логопедия | |||
Автор: Жантимирова Динара Кинесовна | |||
11.03.2015 10:05 | |||
«Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда» «Не упускайте из виду ни одной стороны воспитания» В.Г. Белинский Все чаще как наглядность на НОД стали использовать информационно – коммуникативные технологии (интерактивные и мультимедийные доски). Однако использование натуральных материалов (ткани, камни, листья деревьев, крупы) (рис,1, 7, 8, 9) в работе – учителя логопеда по развитию речи — это не только необычное, но и интересное наглядное пособие для детей, которое развивает у детей речь, воображение, мелкую моторику. Темы и материалы для деятельности можно придумывать и воплощать самые разнообразные. Дети быстро подхватывают идею: становятся дизайнерами (рис,2, 4, 5, 6,), если на занятиях используются ткани (Приложение 1). Использование камней (рис, 7, 8) в зимнее время года это не только развитие словаря, но и положительные эмоции, вспоминая лето (рис, 7, 8). Также по сезону можно использовать листья деревьев, а после из них сделать совместную работу (рис. 9). Использование натуральных материалов:
- стимулирует умственную деятельность. А главное при использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда — это высокая работоспособность и заинтересованность детей при проведении НОД. Приложение 1. Сценарный план коррекционной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
Тема: «Кругосветное путешествие» Цель: познакомить детей со свойствами разных видов тканей. Задачи: Логопедические:
-находить мотивацию к рассуждениям по данной теме.
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: набор лоскутков (драп, болонья, атлас, марля, вуаль, емкость с водой, походная сумка, глобус, самолет, карандаши, листы с приклеенными тканями юбок и рубашек, картинки с изображениями зимы, лета, весны. Ход непосредственно образовательной деятельности 1. Организационный момент. Ребята давайте мы с вами поздороваемся. Здравствуйте, ладошки! Дети хлопают в ладоши (хлоп- хлоп) 2. Основная часть. Логопед. Ребята посмотрите, что у меня в руках. Это глобус. Мы сегодня отправимся в кругосветное путешествие, а для этого мне надо приготовить все самое необходимое. Логопед достает из сумки мыло, зубную щетку, пасту, полотенце. Логопед: Что же мне еще необходимо взять с собой в дальнее путешествие? Ответы детей. Дети садятся за столы, рассматривают ткань, трогают её, дуют через неё, рассказывают о своих впечатлениях. Логопед: Зачем люди придумали столько видов ткани? Ответы детей. Логопед. Ребята, на каком виде транспорта можно путешествовать? Ответы детей. Логопед. Мы с вами отправимся в путешествие на самолете. Руки в стороны, на уровни плеч и повторяйте за мной. Самолетик, самолет, Прилетели мы на северный полюс. Какая одежда нам нужна здесь? Какая ткань согреет в холодную погоду? Какая ткань подойдет для зимнего пальто? Ответы детей. Дети проверяют свои предложения в процессе эксперимента. Из предложенных тканей выбирают лоскут драпа. Логопед. Это драп. А как будет называться пальто из драпа? Ответы детей. Логопед. Драповое пальто. А наше путешествие продолжается. Приготовили свои самолеты и полетели. Самолетик, самолет, А приземлились мы с вами в России. Какая у нас сейчас погода? Какую одежду мы сейчас одеваем? Что спасает нас от дождей? Как можно узнать, подойдет ли ткань для плаща? Ответы детей. Дети экспериментируют с водой. Из предложенных тканей выбирают лоскут болоньи. Логопед. Посмотрите, это ткань называется болонья. Она не пропускает воздух, и воду. А куртка из болоньи будет называться болоньевая. Я вам приготовила три цвета одной ткани. На что они похожи? Ответы детей. Логопед. Это три цвета флага нашей Родины — России. Вам нужно собрать флаг России из предложных тканей. Дети собирают флаг. Логопед. Но нам пора лететь дальше. Приготовили свои самолеты и полетели. Самолетик, самолет, А прилетели мы в Африку. Подойдет ли летом одежда из болоньевой ткани, ведь она тоже тонкая? Ответы детей. Как будешь чувствовать себя, если шелковую кофту надеть на улицу зимой? Ответы детей. Логопед. Летом мы одеваем одежду из тонкой ткани, которая пропускает воздух. Я люблю теплую солнечную погоду, но отдых может испортить мошкара и комары. Как можно от них спастись? Ответы детей. Логопед. Из чего можно сделать москитную сетку? Ответы детей. Логопед. Правильно ребята. Москитную сетку делают из тонкой и прозрачной ткани — это марля. Сетка из марли называется марлевая. Дети повторяют. Логопед на ребенка одевает шляпа, на неё накидывает марлю. Логопед. Марлевая, москитная сетка готова. Это военная шляпа сшита из ткани, которая называется камуфляж. А одежда из этой ткани называется камуфляжная. Дети повторяют. Логопед. Посмотрите, какая красивая и ажурная ткань – это вуаль. Как вы думаете, для чего её используют? Ответы детей. Логопед. Вуаль используют для украшения одежды, чаще всего её можно увидеть на свадебном платье и головном уборе невесты. А давайте мы украсим шляпу. Логопед приглашает девочку, надевает шляпу и накидывает вуаль. Логопед. Получилось очень красивая шляпа Логопед. Я вам предлагаю побыть дизайнерами. Для девочек я приготовила блузки, а для мальчиков — рубашки. Вам необходимо придумать и нарисовать свою модель: для девочек – юбок, а для мальчиков — брюк. Логопед раздаёт листы с эскизами юбок и рубашек. Логопед. Сейчас поиграем в игру «Посмотри и скажи». Я буду показывать ткани, а вы будете называть ёе и что можно сшить из этой ткани. Логопед показывает ткани, дети называют название ткани. Итог. Девочки, какая ткань вам больше всего понравилась? Мальчики, а вам что понравилось? Вы сегодня молодцы! Литература 1. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2 / Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с. – (Логопед в ДОУ).
|