Консультация для родителей «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» |
Логопедия | |||
Автор: Алешина Елена Ивановна | |||
28.02.2015 11:20 | |||
Консультация для родителей «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» Подготовила: воспитатель Алешина Елена Ивановна МКДОУ д/с № 44 г. Саров, 2015 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок» В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условия формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося ребенка. Организуя занятие, игру воспитатель общается с заикающимся ребенком в доступной и привычной форме деятельности «на равных», завоевывает доверие ребенка, чем преодолевает его скованность и застенчивость. Тем самым побуждает ребенка к свободному речевому общению, отвлекая внимание от речевого дефекта. Игра оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося ребенка, вызывая встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. В то же время игровые приемы помогают чередовать виды речевой работы. Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первых этапах работы к развернутым высказываниям на завершающем этапе. При затруднениях в речи у ребенка возникает мышечная напряженность, как в органах артикуляции, так и во всем теле. Чтобы помочь себе, он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что делать в данной ситуации, поэтому целесообразно проводить с детьми специальные упражнения, которые помогут снять у ребенка чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Упражнения проводят в игровой форме, с использованием музыкального сопровождения и рифмованных фраз, которые доступны и нравятся детям. Заикающимся детям свойственны: повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость нервных процессов. Чтобы облегчить формирование речевого навыка необходимо снизить речевую активность ( «игры молчанки»). Обучить ребенка технике правильной речи: умение говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями (игра «Страна коротких ответов»). Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Огромную радость испытывают дети, когда управляют куклой. Кукла отвлекает от речевых трудностей. С ее помощью логопед и воспитатель в игровой форме обучает детей речевой технике, незаметно исправляет запинке в речи, так как замечание он делает не ребенку, а кукле. Например: «Незнайка, ты так быстро говорил, что ребята ничего не поняли». И воспитатель просит ребенка научить Незнайку говорить спокойно и понятно. Ручные куклы помогают на занятиях вызывать положительные эмоции, чем незаметно ослабляют нервное напряжение у детей. При постановке спектаклей логопед, воспитатель использует жесты кукол для обозначения паузы, слитности речи или ударного главного звука. Заикающийся ребенок, входя в определенный возраст, может говорить, свободно используя способность к перевоплощению (игры-драматизации), отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Важно создать на занятиях не напряженную, радостную обстановку, чтобы расположить детей к творческой игре и побудить говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Сюжетно- ролевые игры являются средством самовоспитания. Каждый играющий должен представить себе, как он будет действовать, и говорить в конкретной ситуации. В игре можно специально создавать ситуации, которые помогут ребенку правильно относится к своим неудачам. Такая психологическая закалка необходима не только заикающимся детям, впечатлительные и очень эмоциональные дети так же испытывают волнение и страх. Для приобретения уверенности ребенку необходимо удачное выступление. Для этого дается установка о ом, что надо говорить громко и красиво, как артисты. Аплодисменты зрителей придают уверенность даже самым нерешительным заикающимся детям, и они убеждаются, что могут говорить нормально, что страх перед речью отступил. После концерта желательно с детьми проводить сеанс релаксации, чтобы они успокоились и отдохнули.
|