А ОН ВСЕ ЖУЖЖИТ! Комплексное логопедическое занятие
Тема: «Насекомые. Жуки»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- обучение характеристики звука «ж» с опорой на различные виды контроля;
- уточнение и расширение словарного запаса по теме: « Насекомые. Жуки».
- расширять знания о живой природе и воспитывать любовь к ней;
Коррекционно-развивающие:
- автоматизациязвука «ж» в изолированном виде, в словах, чистоговорках, скороговорках;
- образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- развитие музыкального и фонематического слуха;
- развитие дыхания;
- развитие общей и тонкой моторики;
- общее расслабление;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание нравственных качеств;
- воспитание доброжелательных отношений в совместной деятельности со сверстниками;
- умение чувствовать музыку и взрослого.
Оборудование: волшебная палочка, интерактивная доска, видео слайды «Жуки», песня «Добрый жук», музыка Звуки природы - «Пение птиц, вечерний бриз», «Загадочный лес», материал для выкладывания буквы «Ж» (счетные палочки, деревянные палочки, полоски гофрированного фольгинированного картона, манная крупа, мука, геометрические фигуры, цветы для каждого ребенка).
Дети собираются в зале вокруг логопеда.
Логопед. Ребята, а вы хотите чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.
Я живу не- тужу,
Все над ухом жужжу
И детишек бужу.
Дети. Жук.
Логопед. Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой. И мы превратимся в жуков. Раз, два,три- волшебство происходи! Теперь мы все жуки. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем как они нюхают цветы.
Дети вдыхают носом выдыхают через рот.
А теперь давайте подуем на цветы.
Дети садятся на палас скрестив ноги.
Логопед. Мои славные жучки-паучки, скажите пожалуйста, каких жуков вы знаете?
Дети. Божья коровка, носорог, майский жук.
Логопед. Милые жуки, хотите посмотреть фотоальбом про жуков ?
Просмотр видео слайдов. Звучит музыка Звуки -природы- «Пение птиц, вечерний бриз».
Логопед. А как поют жуки?
Дети. Ж-ж-ж.
Логопед. Покажите положение языка.
Дети делают язык «чашечкой».
А при этом голосок поет или спит?(подключаем оральный,тактильно-вибрационный и акустический контроль).
Дети. Поет.
Логопед. Милые жучки, а какая буква похожа на жука?
Эта буква широка
И похожа на жука,
И при этом точно жук
издает жужжащий звук:
«ж-ж-ж».
Логопед. Жучки, вы знаете в чем разница между звуком «ж» и буквой «Ж»?
Дети. Звук мы слышим и произносим, а букву видим, пишем, и читаем.
Логопед. А теперь давайте выкладывать букву «Ж». ( с опорой на образец)
Хорошо. Мне ваши буквы очень понравились.
Давайте проговорим скороговорки в которых слышится жужжащий звук.
- Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка тоже.
- Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
- Желтый рыжий жадный жук
Прятал денежки в сундук.
Сейчас проговорим чистоговорки:
Жа-жа-жа- мы видели ежа
Жи-жи-жи- у камней сидят ежи
Жу-жу-жу- молока дадим ежу.
Хотите поиграть в игру «изменялки». Слово нужно изменить так, чтобы слышался звук «ж». Например: флаг- флажочек.
Друг- дружочек
рог- рожочек
берег- бережочек
утюг- утюжок
снег- снежочек
круг- кружочек.
Давайте устроим физкультминутку.
Дети вспоминают нужное стихотворение и выполняют соответствующие движения.
- Жуки упали на спину и барахтаются.
- Жуки водомерки бегут по поверхности пруда.
- Жучок- паучок плетет паутину.
- Жуки летят над поляной.
Логопед. А сейчас давайте отдохнем, потанцуем.
Звучит песня «Добрый жук». Дети танцуют и выполняют движения по показу логопеда, а затем собственные на выбор.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Логопед. Хорошо потрудились. Пора отдохнуть. (Дети садятся на колени, закрывают глаза, опускают голову звучит музыка Звуки природы- «Загадочный лес»).
Хорошо нам отдыхать но уже пора вставать. Открыли глазки, потянулись, улыбнулись.
А теперь давайте вспомним чем мы занимались на занятии.
Дети отвечают.
Очень хорошо! А теперь я взмахну волшебной палочкой и мы опять превратимся в людей. Давайте вернемся в группу.