Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] (с использованием элементов театрализованной деятельности)
Тема: Автоматизация звука [Л] Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях и связной речи. Задачи: - совершенствовать навыки проговаривания заученного текста, чистоговорок; - развивать фонематической слух, внимание, эмоциональную выразительность; - воспитывать умение выслушивать друг друга, контролировать своё произношение. - развивать просодическую сторону речи. Оборудование: декорация «Лес», набор кукол из пальчикового театра (девочка, заяц, лиса, белка, волк, медведь) картинки со звуком Л в названии. 1. Организационный момент. Логопед – Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учиться правильно произносить звук [Л] в словах и предложениях. А делать это мы будем рассказывая сказку. Но это немного позже. А сейчас давайте с вами повторим наше правило о красивой речи и настроимся! Правило:
«Мы будем разговаривать и будем выговаривать, Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»
2. Настрой с помощью самомассажа лица. Самомассаж лица Если солнце жарко греет, Если легкий ветер веет Стало сухо и тепло — Это лето к нам пришло. Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы,подбородка к ушам.
Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно. Птицам улетать пора — Это осень к нам пришла. Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.
Если вьюга кружит, злится, Всюду белый снег кружится, В снежных шапках все дома, -Это к нам пришла зима.
Круговые движения в области лба, щек, подбородка.
Если тает снег и лед, Звонкий ручеек течет, Распускается листва — Это к нам пришла весна. Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.
3. Шутки-чистоговорки на звук Л Логопед: А сейчас мы с вами произнесем шутки – чистоговорки и разомнем наши язычки. ла, ла, ла — лопата и пила ло, ло, ло — в осине дупло лу. лу, лу — купили пилу лы, лы, лы — вымыли полы ал, ал, ал — темный подвал алка, алка — у Коли палка олка, олка — тонкая иголка илка, илка — новая вилка
Автоматизация звука Л в обратных слогах. Ал - ал - ал - Вова днём спал. Ол - ол - ол- стул и стол. Ол - ол - ол- садимся мы за стол. Ул - ул - ул - я сел на стул. Ул - ул - ул - сильный ветер подул.
4. Распределение ролей. Ранее на индивидуальных занятиях с детьми были заучены отрывки данной сказки и чистоговорки. Логопед предлагает детям взять на себя роль того героя, слова которого они знают, и рассказать о характере своих героев. (Используется пальчиковый театр)
Белка – шустрая, ловкая, говорит быстро. Заяц – трусливый, говорит тихо, дрожащим голосом. Лиса – хитрая, говорит, медленно, лукаво. Волк – злой, голодный, говорит хриплым голосом. Медведь – говорит громко, басом, практически рычит.
5. Рассказывание сказки детьми. Лола по лесу гуляла. Логопед - Наступила весна. День был тёплый, по небу плыли белые облака, светило ласковое солнышко. Девочка Лола решила погулять в лесу и посмотреть, что же изменилось.
Лола по лесу гуляла И зверюшек повстречала. Лола: - Здравствуй, белка! Как дела? Как ты зиму провела? Белка: - Я зимой в дупле жила, Орешки грызла, грибочки ела, Что я летом припасла. Лола: - Здравствуй, зайка! Как ты жил? Где же ты зимою был? Заяц: - Я в лесу всю зиму был, Шубку белую носил, В снежной ямке я сидел, И кору деревьев ел. Лола: — Здравствуй, лисонька-лиса! Как ты зиму провела? Лиса: - Я зимой в лесу гуляла, Зайку серого искала. Но я зайку не нашла, Шубка у него бела! Лола: - Здравствуй, волк – серый бок! Где зимой ты был? От чего так громко выл? Волк: - Я в лесу всю зиму был. Было холодно мне, было голодно, От того так громко выл! Лола: - Здравствуй, мишка, как ты мил! Где же ты зимою был? Медведь: - Никого я не искал, Ничего не запасал, Я зимой в берлоге спал. Поздравляю всех с весной, Поиграйте-ка со мной!
(медведь отдает детям корзину, в которой лежат картинки со звуком Л)
6. Игра «Найди картинку где есть звук Л» (Детям раздаются по паре картинок. Дети выбирают нужную картинку и определяют место звука в слове (начало, середина, конец))
7. Игра «Жадина» Логопед: О каком предмете можно сказать: это мое, моя, мой, мои? (картинки со звуком Л)
8. Проговаривание скороговорок. Логопед: - Сели звери на пригорке, стали рассказывать скороговорки. (Проговаривание скороговорок, с увеличением темпа) Логопед: Давайте попробуем произнести свои скороговорки как можно быстрее! 1-й ребенок На дворе галка, на берегу галька. 2-й ребенок Лука в Клима луком кинул. 3-й ребенок Теплый халат, Маланье маловат. 4-й ребенок Палку толкал, лапой Палкан. 5-й ребенок Молоко пролил Антошка, молоко лакала кошка. 6-й ребенок Жил-был белый, белый слон. Он как облако был он. 9. А теперь я предлагаю вам произнести предложение с разной интонацией. (вопросительно, тихо, громко, удивленно, обиженно, раздраженно)
Мама купила кислый лимон.
10. Итог. - Понравилась вам сказка? Мне тоже понравилось, как вы играли свои роли, правильно проговаривая все слова. Молодцы!
|