ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Основная задача Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и практического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии Важно! На начальном этапе работы широко использовать стационарную звукоусиливающую аппаратуру как на индивидуальных занятиях, так и на всех предметах на внеурочных занятиях.
Речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии , правильным членением фраз на смысловые синтагмы Разделы программы: Речевое дыхание Голос Звуки речи и их сочетания Слово Фраза
Скачать презентацию
Коррекция дефектов звуков Используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы). Коррекция недостатков воспроизведения звуков проводится на индивидуальных занятиях и составляет их основное содержание. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Принятый в советских школах метод обучения произношению является аналитико-синтетическим. Исходными и основными единицами обучения произношению служат целые слова и фразы. Аналитико-синтетический метод, сочетающий отработку целостного действия и составляющих его операций, является психологически наиболее оправданным для формирования самых разнообразных двигательных навыков. Особенность принятого ныне в наших школах варианта аналитико-синтетического метода состоит в его концентрическом характере, который выражается в своеобразном подходе к формированию у детей произносительной структуры слов и в связи с этим отбору речевого материала для его планомерной отработки в устной форме. В основу концентрического метода (Ф. Ф. Pay, H. Ф. Слезина) положена закономерность усвоения произносительной стороны речи нормально слышащим ребенком, которая заключается в том, что недоступные ему для точного фонетического воспроизведения слова он произносит в течение известного периода времени приближенно. Сущность излагаемого метода заключается в том, что первоначальное обучение произношению глухих, поступающих в школу без речи, состоит из двух концентров, первый из которых совпадает с подготовительным классом, а второй охватывает I и II классы. В подготовительном классе от учащихся требуется точное воспроизведение в словах лишь 17 основных звуков, которые составляют сокращенную систему фонем. К основным звукам относятся гласные а, о, у, э, и, а также согласные га, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л (I), р. Эти звуки достаточно четко различаются между собой по артикуляции и являются более легкими для усвоения, чем другие звуки, близкие к каждому из них. Звуки, не входящие в число основных, могут временно заменяться в словах соответственными основными звуками С точки зрения использования различных анализаторов современный метод обучения глухих детей произношению определяется как мультисенсорный, или полисенсорный. Это выражается в самом широком использовании всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, как непосредственных, так и связанных с разнообразной аппаратурой и пособиями. К их числу относятся звукоусиливающая аппаратура, приборы и пособия, оптически отображающие речевые процессы, всевозможные модели, схематические изображения, учебные кинофильмы, показывающие работу речевых органов. Сюда же относятся различные приборы для тактильно-вибрационного восприятия речи, а также приспособления для пассивного приведения речевых органов в то или иное положение или движение (шпатель, зонды). Мультисенсорный подход, предполагающий многостороннюю афферентацию работы речевых органов, характерен для первой фазы формирования речевых движений. Последующая автоматизация произношения связана с постепенным сужением афферентации, приводящим к переключению глухого на кинестетический самоконтроль, а при значительных остатках слуха и систематическом использовании звукоусиливающей аппаратуры — частично также и на слуховой самоконтроль. Благодарю за внимание!
|