Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ |
Летние занятия | |||
Автор: Федотова Ирина Николаевна | |||
15.06.2024 08:29 | |||
Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов. Отечественные физиологи, изучающие деятельность детского мозга, доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Мы все прекрасно знаем, что дети-логопаты редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. В основном у них присутствует моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Как же помочь детям с этими нарушениями? Подготовить их к школе, социально адаптировать? Изучив и проанализировав научно-методическую литературу и результаты обследования по выявлению уровня развития мелкой моторики у детей с глазной и речевой патологией мы пришли к выводу, что решение данной проблемы требует участия всех педагогов работающих с этими детьми.
Совместно с коллегами был разработан координационный план деятельности специалистов по развитию мелкой моторики рук у детей с речевой патологией. Взаимодействуя с психологом, мы решили, что для работы с такими детьми очень хорошо подходят «Игры с песком», так как песочные игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это даёт возможность стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, корректировать его психику. В песочной игре учитель-логопед и ребёнок легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнёрские доверительные отношения. Успешно развиваются и интеллектуальные способности ребёнка, ориентировка в пространстве, тактильно-кинестетическая чувствительность, фонематический слух, а главное для нас учителей-логопедов — речь и моторика. Игры с песком используем в индивидуальной и подгрупповой работе. При организации игр руководствуемся следующими принципами: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Учёт индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка. Уважение к детскому творчеству, фантазии. Игры с песком разнообразны: обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира; проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. Свою работу, по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с глазной и речевой патологией через игры с песком, мы построили в несколько этапов: 1. Ориентировочный этап На данном этапе песочных игр познакомили детей с игрушкой-посредником — ПЕСОЧНОЙ ФЕЕЙ. Это добрая волшебница, которая любит детей. Ей очень хочется поиграть с ними в игры. Она приглашает всех к себе в песочницу, в свою волшебную страну. Через игрушку дети были ознакомлены с правилами поведения в песочнице. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в детей или брать его в рот. После игры необходимо помочь Песочной фее убрать песочницу. После игры в песке необходимо помыть руки или воспользоваться влажными салфетками. Занятия в песочнице начинаются и заканчиваются ритуалом приветствия и прощания с ФЕЕЙ (звучание колокольчика). 2. Этап прикосновений и игр на поверхности песка На данном этапе ребёнок знакомится с песком, с его свойствами. Песочная фея предлагает такие игры: «Здравствуй песок», «Узоры на песке». Пальчиковые игры. 3. Этап игр и упражнений с погружением в песок Предлагаются игры: «Необыкновенные следы», «Песочные прятки», «Кроты», «Секрет», постановки сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др. Проанализировав методическую литературу, мы используем игры с песком для детей всех возрастных групп. В младшем дошкольном возрасте используются формочки, совочки. Дети играют в традиционные игры с песком. В среднем дошкольном возрасте задания усложняются, включаются игры на развитие тактильной чувствительности: Горячее-холодное». «Сухое-мокрое», «Твёрдое-мягкое», «Гладкое-шершавое». В старшем дошкольном возрасте добавляются игры для подготовки руки к письму. Игры с буквами. Дети пишут сначала пальцем, потом палочкой. «Графические диктанты», «Допиши букву». «Слепи букву», «Выложи букву», «Найди букву», «Слоговые дорожки». Песок позволяет дольше сохранить работоспособность детей. Ошибки на песке исправляются проще, чем на бумаге. Поэтому напряжение и страх у детей исчезают. Они занимаются с удовольствием. Это даёт возможность ощущать себя успешным. Чтобы отследить эффективность проводимой работы, было проведено промежуточное обследование. Полученные результаты показали положительную динамику, уровень сформированности мелкой моторики рук значительно вырос во всех логопедических группах (диаграммы). Родители часто задают вопросы, чем занять ребёнка в свободное время, во время каникул. Поэтому для родителей были проведены консультации и открытые занятия с использованием песочных игр. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты: существенно повышается мотивация ребёнка к логопедическим занятиям; снижается уровень напряжения и возбудимости; совершенствуется мелкая моторика пальцев рук у детей, а следовательно развивается речь. На фоне комплексной логопедической помощи, песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка. Альтернативные методы и приёмы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
|