Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Логоритмика, как одна из форм взаимодействия педагогов, направленная на становление и исправление нарушений речевой функции у детей групп компенсирующей направленности»
Летние занятия
Автор: Гринимайер Татьяна Валерьевна   
16.07.2022 11:14

«Логоритмика, как одна из форм взаимодействия педагогов, направленная на становление и исправление нарушений речевой функции у детей групп компенсирующей направленности»«Логоритмика, как одна из форм взаимодействия педагогов, направленная на становление и исправление нарушений речевой функции у детей групп компенсирующей направленности»

Подготовила: Гринимайер Татьяна Валерьевна учитель-логопед I кв. категории г. Новосибирск, 2022г

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создание такой коррекционно-развивающей базы, которая обеспечивала бы наиболее успешную коррекцию речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

В нашем детском саду много эффективных методов, один из них это — логопедическая ритмика, которая осуществляется в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя. Такая форма сотрудничества, позволяет преодолеть речевые нарушения путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Такую форму взаимодействия, как логоритмика, мы начали осуществлять с октября 2020г. Свою работу мы начали с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой.

Почему – логоритмика? Всё, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников в форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии.

Она основана на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определённые требования. Занятия мы проводим фронтально продолжительностью 30 минут 1 раз в неделю. Занятия логоримкики составляются с опорой на лексические темы групп компенсирующей направленности.

Занятия по логоритмике планируются и осуществляются совместно учителем-логопедом и музыкальным руководителем, каждый из которых должен действовать с опорой на те требования, которые предъявляются к содержанию и организации занятия.

Занятия направленны на развитие общих речевых навыков, к которым относится дыхание, темпо ритмическая и интонационная организация речи; отработку артикуляционных, мимических и моторных навыков; автоматизацию поставленных звуков; развитие фонематического восприятия; обогащение словарного запаса; работа над грамматическими конструкциями.

Это тот вклад, который вносит в планирование занятий учитель-логопед.

От музыкального руководителя зависит такой подбор музыкального сопровождения и соответствующих музыкально-дидактических игр и движений, которые служат подкреплением выполнению логопедических заданий.

Для того, чтобы добиться результата нами был разработан план занятий, в него входят поэтапно:

  • вводная часть: ритуал «Приветствие», марш, ориентировка в пространстве, ходьба, артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, фонопедические упражнения
  • основная часть: танец с предметами, мелкая моторика, работа с ритмом/слоговая структура, развитие фонематического восприятия/слухового внимания, коммуникативные игры, работа над голосом, фонетическая ритмика/логопедические распевки
  • заключительная часть: упражнения на смену тонуса, релаксация, ритуал «Прощание».

Соблюдение этих требований и взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя способствует осуществлению коррекции двигательной и речевой сферы в русле комплексного подхода.

В заключении хотим сказать словами одного из авторов книг по «Логопедической ритмики» Нины Георгиевны Александровой.

«Занятия ритмикой, полные бодрости, радости, чувства гармонии излучаемого музыкой, наложат отпечаток на развитие личности этих детей и возродят в них чувства гармонического согласия со всеми функциями организма».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год