План-конспект развивающего занятия по конструированию в подготовительной группе «Дворец Зимушки-зимы». Автор занятия: Головкова Елена Викторовна, Воспитатель ГБОУ ЦРР д/с №1958 Продолжительность: 30 минут. Цель: Развитие пространственного мышления. Задачи Обучающие: Учить детей создавать постройку, отвечающую определенным требованиям. Формировать у детей обобщенные представления и знания. Составлять объект из частей, ориентироваться в пространстве, учить детей подготавливать основу для перекрытия, ориентируясь на плоскости, закрепить умение анализировать чертеж, совершенствовать умение конструировать точно по намеченному плану, расширять знания о строительных деталях, обогащать кругозор детей.
Развивающие: Развивать внимание, воображение, мышление, пространственное представление, изобразительные и конструктивные способности, речь детей. Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач. Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач … Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, трудолюбие, интерес к создаваемым постройкам, уметь работать самостоятельно, организованно, продолжать учить держать правильную осанку вовремя работы, заботиться о здоровье окружающих. Предварительная работа: Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением разнообразных интерьеров, рисование сказочного дворца. Материалы, инструменты, оборудование: Схема дворца (1:1), образец постройки, строительные наборы, конверт с письмом, аппликация из рисунков «Дворец Зимушки-зимы». Словарная работа: Дизайн, дизайнер, интерьер, комфорт. Методы: Практический, наглядный, словесный. Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Содержание занятия: -Ребята, сегодня в наше окно залетело письмо. Интересно, от кого оно и зачем? А вам интересно? Тогда вскрываем? В конверте находится загадка. «Белым-бела и холодна, Когда одна – едва видна. И от подруг, летящих мимо, В пути совсем неотличима». (Снежинка) -Ребята, что это может быть? Вы догадались? (Ответы детей). В это время усиливается звучание музыки. («Вальс снежинок» М. Минкова). -Ребята, слышите? Что это такое? Что происходит? О чем нам хочет рассказать музыка? (Ответы детей). -Такое впечатление, что она нас с вами куда-то зовет, приглашает. Может быть, в гости? Путешествие? В дальнее странствие? Вы готовы отправиться вслед за снежинками? -Да. -Тогда в путь. Но дорога нам предстоит извилистая, сложная, то широкая, то наоборот - узкая. Музыкально-ритмическая разминка «По заснеженной дорожке» (Под музыку дети идут змейкой по извилистой дорожке, высоко поднимая ноги «пробираются через сугробы». идут парами по широкой тропке, по одному - по узкой). Дети останавливаются около занавеса, на котором висит аппликация-рисунок сказочного дворца (ранее выполненная коллективная работа «Дворец Зимушки-зимы»). -Ну вот, музыка стихла, успокоился ветер, а снежинки украсили в нашем дворце окна и двери узорами, словно дизайнеры. Создали такую красоту! Я вам сейчас расскажу о труде дизайнеров. Слово дизайн означает - замысел, задумка. Дизайн – это необычный взгляд на обычные вещи. Это красота и удобство. Дизайнер – это современная и нужная профессия. Дизайнер старается все вокруг себя устроить красиво. Он немного похож на волшебника, в руках которого преображается все. Хотите сами попробовать стать дизайнерами? -Да! -А давайте построим такой дворец из нашего строительного материала. Нам нужно будет хорошо потрудиться, чтобы возвести такой красивый дворец. -Ребята, а какие мы с вами знаем пословицы о труде? (Варианты ответов детей). Что посеешь, то и пожнешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Глаза бояться, а руки делают. -Правильно, я тоже думаю, что нам помогут наши руки, а еще схема постройки нашего сказочного дворца Зимушки-зимы. Неожиданно нахожу неправильную схему и вместе с детьми анализирую ее. Схема оказывается непригодной для того, чтобы по ней построить дворец: детали первого этажа не устойчивы, нет стен, окошек, дверей и крыши, да и жить в таком дворце не возможно и неудобно. Демонстрирую схему красивого дворца. Вместе с детьми, рассмотрев ее, перечисляем все необходимые для постройки и комфортного проживания части дворца (фундамент, стены, крыша, окно, дверь, труба). -Перед тем как приступить к работе, давайте разомнемся. Пальчиковая игра «Снежинки» Стою и снежинки в ладошку ловлю Ритмичные удары пальцами л.р., начиная с указательного по ладони пр.р. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Поменять руки Но где же снежинки? Сжать кулаки. В ладошке вода! Разжать кулаки. Куда же исчезли снежинки? Сжать кулаки. Куда? Разжать кулаки. Растаяли хрупкие льдинки-лучи… Потряхивание расслабленными кистями рук. Как видно, ладошки мои горячи. Потереть ладошкой об ладошку. После пальчиковой игры начинаю строить дворец, подробно описываю и объясняю свои действия, попутно задаю детям вопросы, для чего, по их мнению, необходима та или иная деталь конструктора. Так же детям объясняю, как нужно сделать перекрытия. Сверху на крыше сделано украшение. Поясняю детям, что украсить дворец можно и по-другому, кто как придумает. Чтобы можно было входить во дворец, надо сделать крылечко. -Вы уже делали крылечко, вспомните, что перила бывают разные: у меня они из треугольных деталей, а можно с каждой стороны поставить на краю ступенек брусочки или цилиндры. Дворец получится красивый, если все детали вы уложите аккуратно. -Давайте начнем строить Дворец Зимушки-зимы. Самостоятельная работа: Дети приступают к выполнению задания. В процессе стройки помогаю, задаю наводящие вопросы, наблюдаю за тем, чтобы дети аккуратно укладывали детали, особенно в местах соединений. По окончании стройки предлагаю детям обратиться к образцу и проверить, все ли у них правильно. Если кто-то допустил ошибку, разъясняю, чтобы он понял и исправил. По окончании занятия предлагаю детям рассмотреть постройки друг друга. При этом отмечаю, сумели ли дети сделать постройку прочной (научились ли делать перекрытие, соединять мелкие детали длинной пластиной для устойчивости), показываю хорошо выполненные постройки. -Какие же вы молодцы – сделали такие великолепные дворцы. А как же вы их строили? (Дети поясняют порядок выполнения работы.) Подведение итогов: Дети поощряются за старание, воображение, правильность выполнения задания. Делаются фотографии построек. Дети убирают рабочие места. Литература: 1. Детство «Программа развития и воспитания детей в детском саду», С.-Петербург, 1999г. 2. Журнал «Дошкольная педагогика», изд-во «Детство Пресс», 2010г. 3. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»
|