«Чудо-палочки» в каркасном конструировании дошкольников |
Конструирование | |||
Автор: Паняева Наталья Викторовна | |||
18.06.2024 09:17 | |||
«Чудо-палочки» в каркасном конструировании дошкольников Автор: Паняева Наталья Викторовна, воспитатель детского сада № 82 МАДОУ «Радость», город Нижний Тагил, Свердловская область Каркасное конструирование относят к одной из форм обучения конструированию, но как показывает практика и свидетельствуют факты, данную форму редко используют в педагогической практике, она незаслуженно обделена вниманием. Между тем, каркасное конструирование формирует прединженерное мышление ребенка и развивает его технический и творческий потенциал.
Каркасное конструирование предполагает построение каркасов — центрального звена постройки. Каркас – это основа будущей конструкции, благодаря которой обеспечивается ее прочность и устойчивость. Это не готовая итоговая конструкция, а лишь ее часть, глядя на которую ребенок должен домыслить, как бы дорисовать ее в своем воображении, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали, тем самым находя для себя разные варианты решений, развивая свое воображение и образное мышление. Впервые о каркасном конструировании упоминает в своих трудах советский психолог и педагог Николай Николаевич Поддьяков. Он предлагает знакомить детей с простым по своему строению каркасом, как центральным звеном будущей постройки, учить выделять части каркаса, особенности конструкции и характер их взаимодействия. Что же такое каркас и для чего он нужен? В энциклопедии мы найдем следующее определение: «Каркас – это внутренняя несущая конструкция, скелет какого-либо изделия, состоящая из отдельных линейных элементов, скрепленных между собой, и обеспечивающая прочность, устойчивость, долговечность конструкции. Благодаря каркасу конструкция приобретает геометрически неизменяемую форму». Если посмотреть на окружающий нас мир, то можно увидеть, что почти все биологические тела имеют внутри себя такой каркас. Например, внутри почти всех млекопитающих имеется скелет, на котором держится все тело. Во многих технических объектах и строениях также присутствует несущая система, которая удерживает на себе всю конструкцию или объект. Например, у автомобиля каркасом будет выступать кузов, прикрепленный к раме, к которому в дальнейшем будут крепиться остальные части автомобиля. При строительстве многоэтажки сначала закладывают фундамент, а затем возводят каркас. С данным принципом инженерии нужно знакомить детей и учить их пользоваться им при конструировании. Какие же конструкторы могут подойти для каркасного конструирования? Прежде всего это крупногабаритные модули конструктора «Квадро», все серии конструктора «Полидрон», «Фанкластик», «Структум», «Тайкон», «Молекулы», магнитные конструкторы и металлические с болтовым соединением, деревянные строительные блоки, лего и другие. В нашем детском саду для каркасного конструирования мы начали использовать новую инновационную линейку так называемых трубчатых конструкторов, состоящих из твердой пластмассовой соломки (имеет вид коктейльных трубочек) и специальных соединительных элементов. Благодаря конструктору «Чудо-палочки» у дошкольников появилась возможность тренироваться не только в создании легких каркасов, строить 2D и 3Dмодели, но также изучать геометрию, стереометрию, погружаться в трехмерное пространство, познавать разницу между плоским и объемным миром, в котором существуют не только длина и ширина, но и высота, объем, площадь. Конструктор подходит как малышам, так и детям старшего дошкольного возраста. С детьми мы построили из него каркасы ракет, домов разной высоты и ширины, самолета, корабля, мебели, различных объемных геометрических тел. Каркасное конструирование в детском саду помогает развивать у детей математические представления, знакомит его с трехмерным пространством, развивает логическое, наглядно-образное мышление, пространственную ориентировку на плоскостии в трехмерном пространстве, развивает все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, сопоставление; воображение и творческие способности, развивает крупную и мелкую моторику, навыки работы в команде и т. д. Все это, безусловно, способствует развитию прединженерного мышления ребенка, формирует его творческий потенциал.
|