Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование STEM – технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Конструирование
Автор: Зареченская Инна Олеговна   
23.10.2023 20:51

Использование STEM – технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Использование STEM – технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нашу жизнь невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. Современность требует от педагога творческого подхода для достижения более эффективных результатов в обучении и коррекции, поиска новых путей решения традиционных задач. Коррекционный педагог работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для них характерно быстрое истощение психических процессов, неустойчивое, рассеянное внимание, трудность переключения с одной деятельности на другую, снижениепознавательной активности имотивации к познавательной деятельности, замедленный темп переработки информации, трудности в формировании пространственных представлений. Таким детям требуется дополнительная мотивация, большая наглядность и опора на различные анализаторы.

Включение STEM — технологий в системукоррекционно-развивающей работы эффективно решают эти задачи, помогая сделать процесс обучения детей более интересным, увлекательным, дает возможность ребенку проявить двигательную активность на занятиях и превращает, подчас, монотонные и рутинные задания в увлекательное приключение.

 Скачать конспект

Педагоги дошкольногоотделения ГКОУ СКОШИ №2 применяют в практической деятельности с детьми технологии «Робототехника» и «Lego -конструирование».

«Робототехника», являясь одним из образовательных модулей «STEM-образование для детей дошкольного возраста», обеспечивает всестороннее речевое развитие ребенка и творчески решает практически любые логопедические задачи, такие как автоматизация и дифференциация звуков, развитие слухового внимания, фонематического слуха, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. Играя, дети учатся ориентироваться в пространстве, мыслить алгоритмами, составляя последовательность действий, необходимых для решения задач игровой ситуации.

В системе коррекционно-логопедической работы наряду с традиционными технологиями использую инновационные — игры с мини-роботом «Beebot» «Умная пчела».

Организуя занятие, создаю образовательную ситуацию, проблему, которая требует поиска решений, условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Первоначально ребенок совместно со взрослым, а затем самостоятельно разрабатывает программу для лого-робота и назначает ему путь перемещения, что помогает в развитии воображения и обучает программированию собственных действий. Подмигивая глазами и издавая звуки, робот «Умная пчела» подтверждает принятие инструкции.

Развивая слуховое внимание, можно поиграть с ребенком в игры «Слоговые дорожки», «Угадай-ка».

При автоматизации и дифференциации звуков детям будут интересны игры с пчелкой «Найди нужную картинку», «По дорожке пройди, словас заданным звуком назови».

Развивая у ребенка фонематический слух, навык звуко-слогового анализа будут занимательными игры с пчелкой «По дорожке пройди, слова с заданным слогом назови», «Что лишнее?», «По дорожке пройди, схему к слову подбери».

При коррекции и развитии грамматического строя речи подбираем игры «Посчитай», «Чей хвост?», «Чей след?», «Почини игрушку», «Бабушкино варенье», «Чей домик?».

При развитии словаря пчелка «Bee–Bot» сделает увлекательными игры «Слова – наоборот найди, нашу пчелку проведи», «Недорисованные картинки» (пчелке задаем программу так, чтобы она собрала 2 половинки картинки), «Побежали по тропинке, захватив с собой картинки» (программируем пчелку и собираем все картинки по заданной лексической теме (овощи, фрукты, дикие животные)), «Найди отгадку» (отгадай загадку и найди отгадку-картинку на игровом поле, запрограммируй путь пчелки), «Собери семью».

Пчелка поможет сделать интересными игры «Составь рассказ по серии картин», «Составь рассказ-описание по схеме», «Собери сказку». Приведу примеры игр с мини-роботом «BeeВot», которые я использую в логопедической практике с детьми с нарушениями речи.

Игра «Собери слово из слогов» развивает у ребенка фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

На игровом поле слоговые карточки, у ребенка несколько картинок-подсказок. Ребенок выбирает картинку, называет ее. Затем программирует пчелку так, чтобы она собрала «нужные», соответствующие слоги и составляет слово из этих слогов.

Игра «По дорожке пройди, слово собери» развивает у детей фонематический слух, навык звуко-слогового анализа и синтеза. Если подобрать картинки с заданной фонемой, то можно использовать эту игру и для автоматизации звуков.

На столе картинки с изображением предметов, буквы. Ребенок задает пчелке программу так, чтобы она прошла по дорожке с картинками по схеме. Затем называет картинку и звук, который слышит в начале слова, находит соответствующую букву. Когда ребенок назовет все картинки и первые звуки в словах, прочитает получившееся слово.

Игра «Составь рассказ-описание по картинкам» способствует развитию лексико-грамматических категорий, связной речи, обогащению и активизации словаря. Ребенок программирует пчелку от картинки к картинке, либо сразу на весь маршрут, а затем составляет рассказ-описание предмета по опорным картинкам.

Вопросы для составления рассказа по опорным картинкам:

Домашнее или дикое животное?

Где живет, место обитания? (животное Севера, Юга, животное леса)

Как называют его дом, жилище?

Как называют его детенышей?

Чем питается животное?

Как подает голос?

Какую пользу приносит человеку, другим животным, растениям?

Игра «Собери сказку Репка» способствует развитию связной речи, памяти, внимания, мышления.

Фигурки расставлены на игровом поле. Ребенок должен запрограммировать пчелку так, чтобы она собрала всех сказочных героев по порядку, как в сказке, не нарушая последовательности событий. Затем выставляет все фигурки на край стола и составляет пересказ сказки.

Таким образом, использование STEM — технологий способствует повышению у детей речевой активности, развитию коммуникативных навыков, творческой инициативы и творческих способностей, что является задачами реализации ФГОС ДО.

Благодаря сочетанию традиционных и инновационных технологий работа логопеда становится более эффективной, продуктивной, повышается мотивация детей к занятиям, а сами занятия становятся более эмоциональными, насыщенными и увлекательными.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год