Проект «LEGO-мастерская Солнечного города»
Разработчик проекта: Сологуб Ульяна Витальевна Воспитатель «МБДОУ детский сад 38» Город Заполярный
Актуальность проекта:
LEGO-конструирование — вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью, можно успешно развивать творческие способности детей, их воображение, интеллектуальную активность, формировать коммуникативные навыки. LEGO является универсальным конструктором, который побуждает ребенка к умственной активности раскрывает его творческие способности, развивает мелку моторику рук, а следовательно и речь.
LEGO — конструирование может помочь достичь ребёнку высокого уровня восприятия, пространственного мышления, планирующей функции речи. В игре с конструктором, при выполнении задания, дошкольники выполняют задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениям, действиями. Дети не просто выполняют заученные действия, они видоизменяют их, получая новые результаты. Развивающееся мышление даёт возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
Скачать конспект
Практический опыт и анализ литературы по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что возникла необходимость поиска новых путей оптимизации коррекционно-развивающей работы, выбор таких форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, учитывают индивидуальные особенности ребёнка и «зону ближайшего развития». Назрела потребность построения образовательной деятельности на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, поддержке инициативы детей, развитии их познавательных интересов, сотрудничестве педагогов с родителями и другими членами семьи в соответствии с ФГОС ДО.
Проект ориентирован на решение главных проблем:
- обогащение развивающей предметно – пространственной среды, способствующей экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников;
- обеспечение развития психических процессов и мелкой моторики рук, дающие возможность самовыражения детей и способствующим речевому развитию дошкольников.
Цель проекта: внедрение LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
- Обеспечить целенаправленное применение LEGOконструктов в образовательном процессе детского сада:
- Формировать первичные представления о конструировании, ее значении в жизни человека;
- Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- Развивать продуктивнуюдеятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки;
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, самостоятельно.
Планируемые результаты реализации проекта:
- Определять, различать и называть детали конструктора,
- Конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы;
- Уметь работать по предложенным инструкциям.
- Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя;
- Уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
- Уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.
Тип проекта по целевой установке: информационно – практико – ориентированный.
Тип проекта по продолжительности: длительный.
Срок реализации: Октябрь-декабрь 2023 г.
Тип проекта по количеству участников: групповой.
Проектная часть
План – график проекта «LEGO – мастерская Солнечного города»
Этапы проекта
|
Основные задачи
|
Методы
|
Срок реализации
|
Подготовительный
|
1. Выбор темы, её актуальность;
2. Составление плана работы по проекту;
3. Создание условий для реализации проекта «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO – конструирование»;
4. Накопление информации и материалов по теме проекта:
•Подбор художественной литературы по теме проекта;
•Подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы);
5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;
|
|
Октябрь 2023
|
Основной
|
- активизировать конструктивное воображение детей;
-создать условия для овладения основами конструирования;
|
Беседы по темам:
1. «Дети любят играть в LEGO».
2. «История создания LEGO».
3.«А у тебя есть LEGO?»
|
Ноябрь 2023
|
- развивать внимание и память.
- формировать умение строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.
- нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
|
Дидактические игры:
«Что лишнее?»
«Построй, не открывая глаз»
«Найди пару»
|
- называть волшебные предметы, после прослушивания сказки.
- учить отгадывать детали конструктора на ощупь.
- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через совершенствование его конструкторских способностей.
- продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.);
- формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;
- развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание, называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
|
1.Чтение русских народных сказок
2.Конструирование:
«Моя сказка»
«Русская печка»
3.Просмотр схем по LEGO-конструированию
|
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности.
|
Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов по теме: «История создания LEGO», «Кто такой – Оле КиркКристиансен?», «Превращение пластмассы».
|
-учимся строить в команде, помогать друг другу;
-развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
|
«Чья команда быстрее построит»
|
-закрепить полученные навыки конструирования;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность
|
Игра во время прогулки
«Песочный городок»
|
- Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора.
|
1.Рассматривание иллюстраций, схем.
2.Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO: Полиция, LEGO- город
|
Заключительный
|
-Анализ результативности работы над проектом «LEGO-мастерская Солнечного города»
|
Презентация на тему: «LEGO-мастерская Солнечного города»
|
Декабрь 2023
|
Содержание проекта
Основные формы работы с детьми:
- Конструирование по образцу – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов.
- Конструирование по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение.
- Конструирование по замыслу – предполагает, что ребёнок сам, без каких-либо внешних и ограничений, создаст образ будущего сооруженияи воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Также для обучения детей LEGO-конструированию мы используем разнообразные методы и приемы.
Методы и приёмы:
Наглядный: рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный: обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный: краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.
Модель реализации проекта:
1. Методический инструментарий:
- презентации, стихи, раскраски
- подборка художественной литературы по ЛЕГО конструированию
- конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
- цикл схем.
2. Ресурсное обеспечение проекта:
- Лего – уголок.
- Наглядный материал:
- схемы
- презентации
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, раскраски.
3. Взаимодействие с родителями:
- Папки-передвижки «Все о LEGO»
- Беседы с родителями «LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с детьми»
- Консультации для родителей «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»;
- Памятка для родителей «Играем в LEGO дома»
- Фотовыставка «Мы играем в LEGO»
Ожидаемые результаты проекта:
- Определять, различать и называть детали конструктора,
- Конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
- Работать по предложенным инструкциям.
- Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя;
- Уметь работать самостоятельно: уметь рассказывать о постройке.
- Уметь работать над проектом в команде: эффективно распределять обязанности.
- Чувство радости от совместного труда, общения, игры.
Заключение
Занятия по LEGO-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
Дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Использование LEGO-технологии в системе ДОУ является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования:
Также прослеживается принцип интеграции образовательных областей: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность», «Финансовая грамотность».
Конструктор LEGO используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
Основой образовательного процесса с использованием LEGO-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.
Таким образом, использование LEGO — конструирования поможет оптимизировать образовательный процесс, обеспечит вариативность и разнообразие форм педагогического воздействия и взаимодействия детей и взрослых, объединит всех участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС, станет эффективным средством достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
|