Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в комбинированной группе ДОО через конструирование
Конструирование
Автор: Рязанова Татьяна Викторовна   
18.08.2023 16:31

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в комбинированной группе ДОО через конструированиеРазвитие речи детей старшего дошкольного возраста в комбинированной группе ДОО через конструирование

Рязанова Т.В., МБДОУ «Детский сад № 343 г. Челябинска», Россия

Аннотация. В статье, на основании анализа литературы, раскрыты понятия «речевое развитие дошкольников», «связная речь», «ОНР», «LEGO-технология». Описаны использование LEGO-конструирования, как инновационной технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста в комбинированной группе ДОО через конструирование.

Ключевые слова: дети с ОНР, развитие речи дошкольников, дошкольный возраст, связный речь, рассказ, пересказ, монологическая речь, LEGO-конструирование.

 Скачать конспект

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает использование новых инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий является – LEGO-технология. LEGO-конструирование является универсальным, способствующим оказывать мощное средством воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с конструктором.

В данный момент в дошкольном образовании большое внимание уделяется проблеме развития речи дошкольников. Значимость данной проблемы обусловлена увеличивающимся количеством детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное расстройство речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Эти нарушения наиболее ярко проявляются в связной речи.

Связная речь (речевая готовность) предполагает накопление словарного запаса языка, усвоение языковых знаков и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, понятно передавать окружающим содержание готового текста и самостоятельно составлять связный рассказ [3].

Термин конструирование означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Это продуктивный вид деятельности, направлен на получение продукта, соответствующего его функциональному назначению. Важно, что мышление детей в процессе конструирования имеет практическую направленность и носит творческий характер.

Я считаю, чтo cуществует неoбходимость использование инновационных технологий для фoрмирования cвязной рeчи у дeтей cтаршeго дoшкольного вoзрастаc ОНР. Пpoблемой изучeния cвязной pечи у дoшкольников с ОНР зaнимались мнoгие aвторы (В. К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова). В их иccледованиях oтмечается, что cвязная pечь у дeтей с OHP имeeт pяд особенностей [2]. Этo нeспособнoсть к пеpeсказу и cамoстоятельному пoстроению тeкста; нeпоследовательность при пeресказе тeкста, отсутствие oценочных cуждений, нeумение пpодолжить pассказ. Kак пpавило, pассказы этих дeтей беcсвязны, в кaчестве cредств межфразoвой cвязи иcпользуются пoвторыи мeстоимения. Нaлицо пpoблемы с грaмматическим oформлением пpедложений. Что влечѐт неoбходимость пpoведения цeленаправленной paботы по paзвитию cвязной peчи дeтей cтаршего дошкольного вoзраста c OHP.

У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию. Конструирование из LEGO, LEGO-технология – одна из современных и известных на сегодня инновационных технологий, современный инструмент обучения детей. Кроме того, его актуальность значительна в свете введения ФГОС ДО. Также определена практическая ценность LEGO-конструирования в ДОО, возможность его использования в совместной и самостоятельной деятельности. LEGO-конструирование применяют в трех направления использованиях: развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность. Т.к. LEGO-конструирование позволяет ребенку думать, фантазировать и действовать, не опасаясь совершить ошибку.

В своей работе, я активно использую LEGO-конструирование в разных видах деятельности: на занятиях по конструированию, развитию речи, ФЭМП, в совместной деятельности с детьми и для организации их самостоятельной деятельности. В ocнове нaправлений кopрекционной paботы: фopмирование лeксического и гpaмматического cтроя peчи, цeленаправленное paзвитие фpaзовой peчи, нaвыков peчевого oбщения, oбучение пepесказу и coставлению cвязных раccказов. Это позитивно отражается на качестве коррекции речи.

Работая в комбинированной группе, считаю основной задачей моей работы – коррекция речи, всех ее компонентов. Через мелкую моторику рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, значит, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO-конструирования, ориентированного на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Образовательная деятельность по LEGO-конструированию способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Организация образовательной деятельности в игровой форме способствует развитию познавательного интереса у детей, позволяет уберечь их от утомления за счет частой смены позиций — сидя, стоя, на ковре, за столом и пр.

Рассмотрим варианты проведения интегрированных занятий по развитию связной речи детей через обучение составлению рассказа–описания с использованием LEGO-конструирования. В течение учебного года мною было запланировано 9 интегрированных занятий. Темы интегрированных занятий были связаны с изучаемой лексической темой.

Перспективное планирование по развитию речи

(интегрированные занятия с использованием LEGO-конструирования)

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

«Урожай»

Учить детей составлять короткие рассказы из опыта. Передавать свои впечатления в рассказе живо, эмоционально. Продолжать использовать в речи предложения разных видов, активизировать словарь: рыхлить, сеять, полоть, урожай, снопы. Составлять рассказ, используя модели сада и огорода из LEGO-конструктора. Воспитывать интерес и любовь к труду.

Октябрь

Составление рассказа   по теме «История транспорта. Корабли»

Учить детей свободно высказываться, используя свои знания и навыки связной речи, ввести в словарь детей и закрепить слова, отражающие специфику словаря на флоте, названия типов кораблей: судно, галера, ладья, корабль, теплоход, лайнер. Используя 3Dмодель морского флота из LEGO-конструктора, составлять описательный рассказ. Воспитывать интерес к творчеству людей.

Ноябрь

Сочинение сказки на тему «День рождение зайца»

Учить детей составлять короткие сказки на заданную тему по сюжетам из LEGO-моделей; использовать разные виды предложений, развивать интонационную выразительность. Активизировать словарь: хитрый, бесхитростный, доверчивый, беззаботный. Воспитывать интерес к художественному жанру сказки,

Декабрь

Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы об игрушках, уметь вычленять в предмете все его признаки и качества, учить рассказывать связно, полно и выразительно, используя для наглядности игрушку, смоделированную из LEGO-конструктора, четко выстраивать композицию рассказа. Обогатить словарь детей прилагательными, уметь согласовывать их с существительными. Развивать у детей внимание, мышление, воображение. Воспитывать бережное отношение к игрушкам

Январь

«Путешествие в зоопарк LEGOграда»

Учить детей последовательно и связно строить свой рассказ по плану схемы, употребляя в речи выразительные словосочетания и обороты при составлении распространенных предложений. Развивать связную речь, умение составлять полные, оригинальные описательные рассказы. Активизировать словарный запас детей: хищник, травоядный, вольер. Используя 3D модель зоопарка из LEGO-конструктора, составлять описательный рассказ о животных.

Февраль

«Путешествие на север»

Учить составлять связный рассказ по сюжету, сконструированному из LEGO-конструктора. Учить детей образовывать сложные прилагательные, существительные с суффиксами - ищ-, притяжательные, прилагательные. Развивать умение использовать разнообразные грамматические конструкции в речевых высказываниях. Уточнить с детьми названия животных севера, знания их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки. Воспитывать любознательность, стремление изучать животных севера; воспитывать бережное отношение к животным.

Март

«Весна в лесу.

Первоцветы»

Учить составлять творческий рассказ о весне с опорой на сюжетные плоскостные картины из LEGO -конструктора, закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине. Учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода (упражнять в словообразовании). Расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о весне. Уточнять и расширять словарь по теме «Весна». Развивать монологическую и диалогическую формы речи, интерес к рассказыванию. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостного представления об изображенном на картине. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

Апрель

«Путешествие на Луну»

Формировать у детей умение передавать особенности предметов, сконструированных из LEGO-конструкторов. Умение составлять творческий рассказ. Продолжать учить совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов). Продолжать учить образовывать относительные прилагательные. Упражнять детей в умении подбирать антонимы к словам. Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата. Развивать фонематический слух. Воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.

Май

«Путешествие вокруг света»

Закрепить умение составлять рассказ на заданную тему. Активизировать употребление прилагательных. Учить определять предмет по его основным признакам. Развивать диалогическую речь детей, побуждать к речевой фантазии. Формировать представления о традициях и обычаях некоторых стран мира, содействовать расширению кругозора. Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир, уважение и интерес к другим народам мира

Структура занятий:

  1. Вводная часть, на которой создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (мотивация – «Как сохранить урожай», «Помоги Незнайке найти дом друга»).
  2. Основная часть. Дети получают новые знания, либо упражняются в усвоенных умениях и навыках, необходимых для решения поставленных задач. (Знакомятся с планом-схемой, устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют поиск конструктивных решений). Одновременноидетработапоактивизацииречевыхнавыков.
  3. Заключительная часть. Предполагает составление описания, рассказа, истории и умение перенести полученные навыки в игровую деятельность. Кроме интегрированных речевых занятий, во время занятий по конструированию я также раз в месяц планирую использование LEGO для построек.

Во время занятий также работаю над увеличением речевой плотности, активизирую речь детей. Своими вопросами я стимулирую детей сопровождать свою деятельность словесным объяснением. «Расскажи, с чего ты начал постройку, что ты сейчас делаешь, чем будет отличаться твоя постройка от образца». Данные вопросы подводят ребенка к планированию речи и умению самостоятельно строить высказывания, объединяя их в связный рассказ на следующих этапах обучения. Поясняя свои действия, ребенок упражняется в употреблении предлогов, слов-признаков и слов-действий, учится согласовывать различные части речи в предложении и активизирует лексический материал по теме и одновременно может оперировать понятиями конструктивного характера.

Использование LEGO-конструирования в развитии речи детей комбинированной группы позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с реализацией ФГОС ДО.

Литература

  1. Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». Москва, 2008.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.– второе издание.–М.:Просвещение,2003.–203с
  3. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д. Зарубина. – М.: Русский язык, 2002. – 108 с
  4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
  5. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
  7. Топоркова Л.А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». – М.: Просвещение, Владос, 1994 г. – 216 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  9. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год