Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в комбинированной группе ДОО через конструирование |
Конструирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Рязанова Татьяна Викторовна | |||||||||||||||||||||||||||||||||
18.08.2023 16:31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в комбинированной группе ДОО через конструирование Рязанова Т.В., МБДОУ «Детский сад № 343 г. Челябинска», Россия Аннотация. В статье, на основании анализа литературы, раскрыты понятия «речевое развитие дошкольников», «связная речь», «ОНР», «LEGO-технология». Описаны использование LEGO-конструирования, как инновационной технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста в комбинированной группе ДОО через конструирование. Ключевые слова: дети с ОНР, развитие речи дошкольников, дошкольный возраст, связный речь, рассказ, пересказ, монологическая речь, LEGO-конструирование. Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает использование новых инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий является – LEGO-технология. LEGO-конструирование является универсальным, способствующим оказывать мощное средством воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с конструктором. В данный момент в дошкольном образовании большое внимание уделяется проблеме развития речи дошкольников. Значимость данной проблемы обусловлена увеличивающимся количеством детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное расстройство речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Эти нарушения наиболее ярко проявляются в связной речи. Связная речь (речевая готовность) предполагает накопление словарного запаса языка, усвоение языковых знаков и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, понятно передавать окружающим содержание готового текста и самостоятельно составлять связный рассказ [3]. Термин конструирование означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Это продуктивный вид деятельности, направлен на получение продукта, соответствующего его функциональному назначению. Важно, что мышление детей в процессе конструирования имеет практическую направленность и носит творческий характер. Я считаю, чтo cуществует неoбходимость использование инновационных технологий для фoрмирования cвязной рeчи у дeтей cтаршeго дoшкольного вoзрастаc ОНР. Пpoблемой изучeния cвязной pечи у дoшкольников с ОНР зaнимались мнoгие aвторы (В. К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова). В их иccледованиях oтмечается, что cвязная pечь у дeтей с OHP имeeт pяд особенностей [2]. Этo нeспособнoсть к пеpeсказу и cамoстоятельному пoстроению тeкста; нeпоследовательность при пeресказе тeкста, отсутствие oценочных cуждений, нeумение пpодолжить pассказ. Kак пpавило, pассказы этих дeтей беcсвязны, в кaчестве cредств межфразoвой cвязи иcпользуются пoвторыи мeстоимения. Нaлицо пpoблемы с грaмматическим oформлением пpедложений. Что влечѐт неoбходимость пpoведения цeленаправленной paботы по paзвитию cвязной peчи дeтей cтаршего дошкольного вoзраста c OHP. У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию. Конструирование из LEGO, LEGO-технология – одна из современных и известных на сегодня инновационных технологий, современный инструмент обучения детей. Кроме того, его актуальность значительна в свете введения ФГОС ДО. Также определена практическая ценность LEGO-конструирования в ДОО, возможность его использования в совместной и самостоятельной деятельности. LEGO-конструирование применяют в трех направления использованиях: развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность. Т.к. LEGO-конструирование позволяет ребенку думать, фантазировать и действовать, не опасаясь совершить ошибку. В своей работе, я активно использую LEGO-конструирование в разных видах деятельности: на занятиях по конструированию, развитию речи, ФЭМП, в совместной деятельности с детьми и для организации их самостоятельной деятельности. В ocнове нaправлений кopрекционной paботы: фopмирование лeксического и гpaмматического cтроя peчи, цeленаправленное paзвитие фpaзовой peчи, нaвыков peчевого oбщения, oбучение пepесказу и coставлению cвязных раccказов. Это позитивно отражается на качестве коррекции речи. Работая в комбинированной группе, считаю основной задачей моей работы – коррекция речи, всех ее компонентов. Через мелкую моторику рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, значит, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO-конструирования, ориентированного на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с ОНР. Образовательная деятельность по LEGO-конструированию способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Организация образовательной деятельности в игровой форме способствует развитию познавательного интереса у детей, позволяет уберечь их от утомления за счет частой смены позиций — сидя, стоя, на ковре, за столом и пр. Рассмотрим варианты проведения интегрированных занятий по развитию связной речи детей через обучение составлению рассказа–описания с использованием LEGO-конструирования. В течение учебного года мною было запланировано 9 интегрированных занятий. Темы интегрированных занятий были связаны с изучаемой лексической темой. Перспективное планирование по развитию речи (интегрированные занятия с использованием LEGO-конструирования)
Структура занятий:
Во время занятий также работаю над увеличением речевой плотности, активизирую речь детей. Своими вопросами я стимулирую детей сопровождать свою деятельность словесным объяснением. «Расскажи, с чего ты начал постройку, что ты сейчас делаешь, чем будет отличаться твоя постройка от образца». Данные вопросы подводят ребенка к планированию речи и умению самостоятельно строить высказывания, объединяя их в связный рассказ на следующих этапах обучения. Поясняя свои действия, ребенок упражняется в употреблении предлогов, слов-признаков и слов-действий, учится согласовывать различные части речи в предложении и активизирует лексический материал по теме и одновременно может оперировать понятиями конструктивного характера. Использование LEGO-конструирования в развитии речи детей комбинированной группы позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с реализацией ФГОС ДО. Литература
|