Технология занятия для старшего дошкольного возраста по парциальной программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» |
Конструирование | |||
Автор: Аляпкина Юлия Викторовна | |||
02.03.2023 19:20 | |||
Технология занятия для старшего дошкольного возраста по парциальной программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» Следующая технология представлена десятью этапами. Первый тап – педагог определяет новые слова, понятия, понятные детям. На примере занятия в подготовительной группе, педагог знакомит детей с новыми техническими профессиями – авиаконструктор, летчик – инженер. На занятии уделяется внимание правилам безопасности в различных ситуациях, связанных с темой занятия. Эти правила дети составляют, проговаривают, вспоминают по предложенным схемам, алгоритмам. Также можно их занести в инженерную книгу как схему, как рисунок в виде условных обозначений.
Следующий этап — педагог предлагает создать модель, например, модель самолета (пассажирский, военный или почтовый). Представлен образец готового продукта, модели, представлена схема – набросок, инструменты для изготовления продукта. Проходит обсуждение, высказывание детьми о том, с чего нужно начать работу, чтобы получить конечный результат. Этап — стимулирования, проговаривания свих мыслей, идеи, объяснения детьми хода своих рассуждений. Обсуждения связаны с играми, с тем, как можно использовать будущие модели самолетов в игре. Педагог прислушивается, наблюдает за высказываниями детей, проявляет заинтересованность. В ходе беседы ребята делают выбор, какую модель самолета они будут создавать. Определившись с выбором, на следующем этапе более подробно рассуждаем какие материалы необходимы для той или иной модели самолета. Педагог задает наводящие вопросы: из чего хочешь сделать? Какие материалы будешь использовать? В каком порядке будет проходить работа? Следующий этап – конструирование или экспериментальная деятельность. После обсуждения необходимых материалов для работы, приступаем к самому конструированию. Но, здесь, забегая вперед, рассмотрим этап – инженерная книга. Итак, инженерная книга есть у каждого ребенка, в ней дети отмечают этапы работы. Например, зарисовывают модель самолета, который будут создавать. В инженерной книге также фиксируют правила техники безопасности и правила поведения во время работы с конструктором. Нужный алгоритм находится перед глазами, всегда есть возможность еще раз посмотреть, вспомнить, повторить. Также, в инженерную книгу можно зарисовать то, какие материалы нужно выбрать для создания модели самолета, и какие инструменты нужны будут для работы. Например, картон, втулки, деревянные палочки, клей, прищепки и другие. В инженерной книге размещают схемы, где указано, с кем будет работать ребенок, и какой конструктор или материал для конструирования он выбирает. Переходим к конструированию. Для этого готовим несколько столов или так называемых конструкторских бюро. Дети создают разные модели самолетов, соответственно схемы, материалы – все разное, в зависимости от того, что выбрал ребенок. Столы расположены так, чтобы дети могли видеть друг друга, действия своих товарищей, обсуждать ход работы, общаться между собой. Роль воспитателя зависит от обстановки, по ходу занятия приходится ориентироваться по ситуации. Конечно, все дети разные, кто — то быстрее справился с заданием, тому можно предложить дополнить свою конструкцию, например, раскрасить. Или предложить рассказать, обсудить, что получилось, спросить, что еще ребенок хочет добавить. Кто затрудняется, можно напомнить алгоритм сборки, рассмотреть схему, проговорить все этапы. Таким образом, здесь нет строго намеченного плана занятия, ситуации могут быть разные, непредсказуемые. Дети иногда соревнуются, а порой, хотят помочь товарищу оказать поддержку. Следующий этап – обыгрывание моделей. Воспитатель предложила игру «Аэропорт», была создана взлетная полоса. Дети запустили свои модели по тому направлению, для чего были предназначены. Ребята создали модели разных самолетов – почтовые, пассажирские и военные. Этап фотографирования моделей. Обязательно необходимо фотографировать всю работу детей с начального этапа и до конечного результата. Это помогает осознать ребенку то, каким способом получен результат. Можно распечатать в размере фотографий и сделать небольшой альбом. Последний этап – размещение моделей в группе. Это безусловно, пополнение предметно – развивающей среды. Дети с удовольствием дорисовывают, доделывают, переделывают, занимаются бесконечными перестройками своих моделей или создают новые. Ребята придумывают свои сюжеты игры. Потому необходимо выделить место для созданных моделей, может временное, где все смогут воплотить свои фантазии и идеи. Представляем опыт занятия по конструированию на примере старшей группы для детей с ТНР, где мы покажем все этапы, которые сейчас представляли. Этапы не обязательно должны быть в определенном порядке, и не обязательно все этапы должны быть соблюдены. Тема занятия «Мы строители». Дети были строителями, которые должны были построить домики для лего – человечков. Первый этап – введение нового понятия. Это знакомство с новой профессией, архитектора. В форме игры – беседы мы познакомились с понятием «Архитектор» и «архитектура». Этап схемы, карты, условные обозначения, конечно, необходим, мы использовали на занятии все, что связано со строительством. Это были схемы строительства дома, этапы строительства, строительные материалы для разных видов домов, обозначения строительных материалов, и т.д. Сначала, мы обсудили с детьми кто такой архитектор? В ходе просмотра презентации проговорили какие бывают дома. Дети активно участвовали в обсуждении, высказывали свои мысли, предложения. Затем, по предложенным иллюстрациям, ребята вспомнили, кто еще работает на стройке, назвали знакомые рабочие профессии. Следующий этап – это создание макета своего дома. Предварительно мы обсудили этапы строительства, которые прочитали на соответствующей схеме. Инженерную книгу мы не используем в старшей группе, поэтому этапы постройки дома создали наглядно, сделав макет. Далее, мы провели дидактическую игру, где дети классифицировали карточки по категориям – части дома и строительные материалы. Таким образом, наглядно закрепили название частей дома и материалы для строительства. Этап – техника безопасности мы провели непосредственно перед стройкой, перед конструированием. Представили алгоритм техники безопасности и правила поведения на доске, в виде карточек, которые дети последовательно назвали. Выбор разных лего человечков определил выбор конструктора, с которым будет работать ребенок. Были предложены три вида конструктора: деревянный «Строитель», конструктор лего – дакта и конструктор «Малыш». Переходим к этапу конструирования. Необходимо напомнить всем детям этапы строительства, обратить внимание на схему. Педагог по обстановке принимает решение, к кому нужно подойти, кто затрудняется, а кто уже сделал, ждет дальнейших действий. Потому мобильность воспитателя очень важна. Например, дети, которые работали с деревянным конструктором справились с заданием быстрее других, и мы предложили им начать игру «Новоселье», заселить новых жильцов. По мере того, как заканчивали конструировать домики другие дети, в игру присоединились все участники. Таким образом, этапы конструирования и обыгрывания соединились. Размещение в группе – это сам уголок конструирования, где дети всегда могут создать или знакомые модели, или придумать новые, воплотить все свои задумки и идеи.
|