ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет) «МАЛЕНЬКИЙ МЕХАНИК» |
Конструирование | |||
Автор: Журавлева Евгения Леонидовна Новикова Татьяна Николаевна | |||
14.08.2022 06:54 | |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет) «МАЛЕНЬКИЙ МЕХАНИК» Срок реализации программы: 2 год Возраст детей: 5-7 лет Форма обучения: очная Авторы программы:
г. Шарья 2019 г. 1. Комплекс основных характеристик программ 1. 1 Пояснительная записка
«Уже с детства дети должны полу-чить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире». (Д. А. Медведев). В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. В настоящее время руководство страны четко сформулировало первоочередной социальный заказ в сфере образования в целом – подготовка квалифицированных инженеров. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Очень важным элементом экономической системы, которая выращивает инженерные кадры, является детское техническое творчество. Для развития технического творчества огромное значение отведено конструированию, как творческой познавательной деятельности, в которой происходит формирование мотивации развития и обучения дошкольника, развитие исследовательской и творческой активности детей, а также умения наблюдать и экспериментировать. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает конструктивную деятельность как деятельность, способствующую развитию исследовательской и творческой активности детей. Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста» «Маленький механик» направлена на реализацию приоритетов национальной образовательной политики. Программа «Маленький механик» по конструированию из разных видов конструктора научно-технической направленности, так как современного ребенка необходимо учить решать задачи с помощью современной техники, которую он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать. Нормативная правовая база:
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интеграция образовательных областей, представленная в программе, открывает возможности для реализации новых концепций развития дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего развития. Занятия техническим конструированием благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности дошкольников – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Разные виды конструкторов открывают ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. 1. 2 Цели, задачи и принципы Программы Цель: Создание психолого-педагогических условий для развития у детей старшего до-школьного возраста первоначальных конструкторских умений на основе конструирования из разных видов конструкторов. Задачи:
1. 3 Возрастные характеристики особенностей развития детей 5-7лет Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста по техническому конструированию. Дети этого возраста в значительной степени осваивают конструирование из любых строительных материалов. Они свободно владеют обобщенными способами анализа построек, анализируют не только основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимые детали, механизмы. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети могут освоить сложные формы конструирования из конструктора и придумать собственные От 5 до 6 лет
От 6 до 7 лет
1. 4.Содержание программы Дополнительная общеобразовательная программа «Маленький механик» направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений, на основе чтения чертежей, составления схем, чертежей, моделей, конструирования из разных видов конструкторов. Программой рекомендуется использование деятельностного подхода к развитию личности ребенка, что соответствует ФГОС ДО. Конструирование любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, не заменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Отличительной чертой стандартов нового поколения является система чередования практических и умственных действий ребёнка. В этом случае конструктивная деятель-ность стала идеальной формой работы, которая позволила нам (педагогам) сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. Создание конструкций – это система практического познания окружающего мира. Игра ребёнка с деталями конструктора близка к инженерно-технической деятельности взрослых, хотя постройка не имеет общественного значения. Решение задач данной Программы оказывает положительное влияние на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста. Использование в образовательной деятельности данной программы позволит педагогам выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.
Естественные науки — изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в роботе — машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение мо-дели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ; Проектирование — создание действующих моделей. Сравнение природных и искусственных систем. Организация проектов, мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями; Развитие речи — общение в устной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы по-лучить информацию и написать рассказ. Дети получают опыт создания различных конструкций из разнообразных материалов: готовых и неоформленных, бытовых и природных, окрашенных и естественных по цвету, а также каркасных крупногабаритных модулей, масштабных мягких модулей, строительных деталей, элементов конструкторов с разными способами крепления, объемных и плоскостных форм и т.д. С этой целью педагог содействует обогащению предметно-пространственной среды в помещении и на участке детского сада; поддерживает и углубляет интерес детей к разным видам конструирования с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей. Поддерживает стремление детей к коллективному конструированию и совместному обустройству игрового пространства. Содержание программы ориентировано на совершенствование работы с различными конструкторами (магнитным, лего, пластмассовым на винтовом соединении, металлическим на винтовом соединении, возможностями освоения разных видов и способов со-единения деталей. При работе с данной программой применяются следующие технологии:
Методы и приёмы:
В программу входит конструирование из разных видов конструкторов. Особенностью программы является то, что все занятия объединены общей темой «Шарья- город будущего» и рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения (старшая группа) — дети знакомятся со строениями города, парком аттракционов. Параллельно дети узнают о таких профессиях строительных специальностей, инженеров. 2 год обучения дети знакомятся с моделями различного транспорта и самостоятельно создают транспорт из разного вида конструкторов. Программа заключается в ранней профориентации. Замечательным подспорьем в работе по данной программе будет служить Атлас профессий. Его использование позволяет детям научиться в будущем чертить схемы, планы, проекции и создаёт предпосылки к выбору профессии чертёжника, архитектора, строителя, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Сроки реализации Срок реализации программы – 2 год (72 часа) Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 10 — 11 человек. Занятия проводятся по подгруппам. Занятия посещают дети по желанию, интересу, по запросу родителей. Формы и режимы занятий Режим и максимальная продолжительность занятий соответствует нормативам, обозначенным в (СанПиН 2.4. 1. 3049-13). Занятия проводятся во вторую половину дня в форме совместной, кружковой деятельности, продолжительность которых составляет: Первый год обучения (старшая группа) — 36 занятия по 20-25 минут (1 раз в неделю); Второй год обучения (подготовительная к школе группа) – 36 занятия по 25-30 минут (1 раз в неделю)
|