Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет) «МАЛЕНЬКИЙ МЕХАНИК»
Конструирование
Автор: Журавлева Евгения Леонидовна Новикова Татьяна Николаевна   
14.08.2022 06:54

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет) «МАЛЕНЬКИЙ МЕХАНИК»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет) «МАЛЕНЬКИЙ МЕХАНИК»

Срок реализации программы: 2 год

Возраст детей: 5-7 лет

Форма обучения: очная

Авторы программы:

  • Журавлева Евгения Леонидовна, воспитатель
  • Новикова Татьяна Николаевна, воспитатель

г. Шарья 2019 г.

1. Комплекс основных характеристик программ

1. 1 Пояснительная записка

 

Скачать программу

«Уже с детства дети должны полу-чить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире». (Д. А. Медведев).

В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. В настоящее время руководство страны четко сформулировало первоочередной социальный заказ в сфере образования в целом – подготовка квалифицированных инженеров. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.

Очень важным элементом экономической системы, которая выращивает инженерные кадры, является детское техническое творчество. Для развития технического творчества огромное значение отведено конструированию, как творческой познавательной деятельности, в которой происходит формирование мотивации развития и обучения дошкольника, развитие исследовательской и творческой активности детей, а также умения наблюдать и экспериментировать.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает конструктивную деятельность как деятельность, способствующую развитию исследовательской и творческой активности детей.

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста» «Маленький механик» направлена на реализацию приоритетов национальной образовательной политики.

Программа «Маленький механик» по конструированию из разных видов конструктора научно-технической направленности, так как современного ребенка необходимо учить решать задачи с помощью современной техники, которую он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.

Нормативная правовая база:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Санитарно эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарно-го врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19. 07. 2013.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта Дошкольного образования»
  4. Письмо Минобразования РФ от 02. 06. 98 г. №89/34-16 «О реализации права до-школьного образовательного учреждения на выбор программ и педагогическ Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы. Утверждена постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642.
  5. Региональная программа развития профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций Костромской области по обеспечению рабочими и инженерными кадрами предприятий региона на 2018-2025 годы, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27. 08. 2018 г. №171-ра.
  6. Программа развития профориентационной работы с обучающими муниципальных образовательных организаций городского округа город Шарья по обеспечении рабочими и инженерными кадрами предприятий Костромской области на 2019-2025 годы. Приказ управления образования городского округа город Шарья Костромской об-ласти от 28 декабря 2018г. № 721 их технологий».
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года № 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий».
  8. Региональная персонифицированная модель профориентационной работы с обучающимися Костромской области (утверждена приказом департамента образования и науки Костромской области от 14 декабря 2016 года № 2120)

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интеграция образовательных областей, представленная в программе, открывает возможности для реализации новых концепций развития дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего развития.

Занятия техническим конструированием благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности дошкольников – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Разные виды конструкторов открывают ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

1. 2 Цели, задачи и принципы Программы

Цель: Создание психолого-педагогических условий для развития у детей старшего до-школьного возраста первоначальных конструкторских умений на основе конструирования из разных видов конструкторов.

Задачи:

  • Формировать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • Формировать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
  • Формировать предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей в процессе работы в парах, группах
  • Формировать у детей представления о способах крепления деталей конструктора, имеющих в своей основе прочность, устойчивость.
  • Развивать познавательный интерес к деятельности на основных достижениях науки и техники
  • Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности
  • Воспитывать любознательность, самостоятельность в принятии решения.
  • Расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
  • Расширять и систематизировать представления о современных профессиях; — расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
  • Знакомить с трудом людей инженерно-технологических профессий: строитель, архитектор, инженер, инженер-технолог, программист.
  • Формировать представление о видах производственного труда (автомобилестроение, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медици-на, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

1. 3 Возрастные характеристики особенностей развития детей 5-7лет

Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста по техническому конструированию.

Дети этого возраста в значительной степени осваивают конструирование из любых строительных материалов. Они свободно владеют обобщенными способами анализа построек, анализируют не только основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимые детали, механизмы. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети могут освоить сложные формы конструирования из конструктора и придумать собственные

От 5 до 6 лет

  • В продуктивной деятельности могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение);
  • Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества;
  • Дети моделируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому моделированию из разных материалов;
  • У детей формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о создаваемых ими объектах.

От 6 до 7 лет

  • В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно двигаться к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим;
  • Способны изобразить всё, что вызывает у них интерес;
  • Созданные изображения становятся похожими на реальный предмет, конструкцию, узнаваемы и включают множество деталей;
  • Совершенствуется и усложняется техника моделирования;
  • Дети могут передавать характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали;
  • Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путём складывания из бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного и бросового материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных предметов;
  • Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна
  • Зарождается оценка и самооценка.

1. 4.Содержание программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Маленький механик» направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений, на основе чтения чертежей, составления схем, чертежей, моделей, конструирования из разных видов конструкторов. Программой рекомендуется использование деятельностного подхода к развитию личности ребенка, что соответствует ФГОС ДО.

Конструирование любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, не заменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Отличительной чертой стандартов нового поколения является система чередования практических и умственных действий ребёнка. В этом случае конструктивная деятель-ность стала идеальной формой работы, которая позволила нам (педагогам) сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Создание конструкций – это система практического познания окружающего мира.

Игра ребёнка с деталями конструктора близка к инженерно-технической деятельности взрослых, хотя постройка не имеет общественного значения.

Решение задач данной Программы оказывает положительное влияние на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Использование в образовательной деятельности данной программы позволит педагогам выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.

  • Программой предполагается создание оптимальных условий для накопления и посте-пенного обобщения полученного опыта в ходе предварительной работы:
  • инициативный перенос освоенных способов в разные ситуации;
  • свободное использование способов в самостоятельной деятельности (конструктивный, игровой, художественный);
  • применение способов в играх и упражнениях с условными заместителями (геометрическое плоскостное и компьютерное конструирование);
  • перевод внешней (практической) деятельности во внутренний план (мышление, воображение), решение простейших задач, связанных с изменением ракурса, сменой точки зрения, прогнозированием результата – мысленное экспериментирование с формой и конструкцией.
  • Интегрирование различных образовательных областей в Программе открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, расширения круга интересов, овладения новыми навыками в естественных науках, проектировании, в формировании элементарных математических представлениях, в развитии речи:

Естественные науки — изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в роботе — машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи.

Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение мо-дели.

Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ;

Проектирование — создание действующих моделей. Сравнение природных и искусственных систем.

Организация проектов, мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями;

Развитие речи — общение в устной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы по-лучить информацию и написать рассказ.

Дети получают опыт создания различных конструкций из разнообразных материалов: готовых и неоформленных, бытовых и природных, окрашенных и естественных по цвету, а также каркасных крупногабаритных модулей, масштабных мягких модулей, строительных деталей, элементов конструкторов с разными способами крепления, объемных и плоскостных форм и т.д. С этой целью педагог содействует обогащению предметно-пространственной среды в помещении и на участке детского сада; поддерживает и углубляет интерес детей к разным видам конструирования с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей. Поддерживает стремление детей к коллективному конструированию и совместному обустройству игрового пространства.

Содержание программы ориентировано на совершенствование работы с различными конструкторами (магнитным, лего, пластмассовым на винтовом соединении, металлическим на винтовом соединении, возможностями освоения разных видов и способов со-единения деталей.

При работе с данной программой применяются следующие технологии:

  • Технология развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения
  • ИКТ
  • Педагогика сотрудничества
  • Игровое обучение
  • Личностно- ориентированная технология
  • Здоровьесберегающие технологии

Методы и приёмы:

  • Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)
  • Информационно-рецептивный- обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка;
  • Репродуктивный- воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • Практический-сборка моделей;
  • Словесный- краткое описание и объяснение действий. Беседа, рассказ, инструктаж, объяснение;
  • Проблемный- постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование го-товых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование;
  • Игровой- использование сюжета игр для организации детской деятельности, персона-жей для обыгрывания сюжета;
  • Эвристический
  • Частично-поисковый- решение проблемных задач с помощью педагога.

В программу входит конструирование из разных видов конструкторов. Особенностью программы является то, что все занятия объединены общей темой «Шарья- город будущего» и рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения (старшая группа) — дети знакомятся со строениями города, парком аттракционов. Параллельно дети узнают о таких профессиях строительных специальностей, инженеров.

2 год обучения дети знакомятся с моделями различного транспорта и самостоятельно создают транспорт из разного вида конструкторов.

Программа заключается в ранней профориентации. Замечательным подспорьем в работе по данной программе будет служить Атлас профессий. Его использование позволяет детям научиться в будущем чертить схемы, планы, проекции и создаёт предпосылки к выбору профессии чертёжника, архитектора, строителя, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Сроки реализации

Срок реализации программы – 2 год (72 часа)

Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 10 — 11 человек. Занятия проводятся по подгруппам. Занятия посещают дети по желанию, интересу, по запросу родителей.

Формы и режимы занятий

Режим и максимальная продолжительность занятий соответствует нормативам, обозначенным в (СанПиН 2.4. 1. 3049-13). Занятия проводятся во вторую половину дня в форме совместной, кружковой деятельности, продолжительность которых составляет:

Первый год обучения (старшая группа) — 36 занятия по 20-25 минут (1 раз в неделю);

Второй год обучения (подготовительная к школе группа) – 36 занятия по 25-30 минут (1 раз в неделю)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год