Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Парциальная модульная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота», как средство развития технических и конструктивных умений в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности.
Конструирование
Автор: Жиронкина О.В. Турова О.А.   
16.07.2022 11:40

«Парциальная модульная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота», как средство развития технических и конструктивных умений в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности.«Парциальная модульная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота», как средство развития технических и конструктивных умений в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности.

  • Жиронкина О.В. старший воспитатель, инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад «Золотой ключик» п.Ванино
  • Турова О.А. воспитатель МБДОУ детский сад «Золотой ключик» п.Ванино

«Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Игры этого возраста суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве. Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается так же способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе»

Фридрих Фребель

Аннотация: развитие мелкой и крупной моторики рук обеспечивает развитие речи детей, а также помогает сохранять их психическое и физическое здоровье.

Данное направление может быть успешно реализовано в ДОУ при соблюдении определенных условий.

Актуальность статьи по данной проблеме очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние игр с использованием пальцев рук на речевое развитие ребёнка с ОВЗ.

 

Скачать парциальную программу в полном объеме

Проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой и крупной моторики, развитие конструктивных и инженерных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи в работе с конструктором, игровым набором «Дары Фребеля».

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фребель. Педагогические принципы Ф.Фребеля лежат в основе его подхода к выбору предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Фребель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Он назвал его «дарами». «Дары Фребеля» это уникальные пособия, способствующие развитию конструктивной, инженерной деятельности детей в детском саду, а так же развитию мелкой и крупной моторики у детей с ОВЗ.

В результате сопоставления нескольких федеральных документов на легитимной основе разработано принципиально новое содержание образования, связанное с изучением основ технических наук в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими его компонентами (конструированием и математикой), а дополненное новыми, необходимыми для системного мышления. Сегодня разработана и успешно внедряется в работу дошкольных учреждений по всей России «Парциальная модульная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота».

Название программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» тоже не случайно. Это своего рода эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фрёбеля» — конструкторы — робототехника.

Рассмотрим кратко влияние этих видов пособий на развитие ребенка и качество образовательной деятельности.

Игровой набор «Дары Фрёбеля».

Целостность образовательного процесса в детском саду задавалась Ф. Фрёбелем через игру. Именно Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля» (специально разработанный предметный материал, представляющий собой набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, по мысли Ф. Фрёбеля, в простой форме моделировать всё многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям).

Деятельность с «Дарами Фрёбеля» задается эмоциональным единением взрослого с ребенком, что придает занятиям одухотворенность.

Использование игрового пособия позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности.

В процессе использования игрового набора, прежде всего, важно создать условия для положительных эмоциональных реакций от умственных усилий в процессе перехода ребенка от присущего всем детям любопытства к любознательности и дальнейшему ее преобразованию в познавательную потребность.

Наиболее важными факторами для создания таких условий являются положительный пример взрослого, его искренняя заинтересованность в деятельности ребенка и организация стимулирующего пространства, соответствующих игр для освоения различных знаний об окружающем мире.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» позволяет развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности, которые должны освоить дошкольники.

Ребенку предлагается выбор материалов, способов творческой деятельности.

Использование игрового набора предусматривает организацию проектной деятельности, в которой «также стимулируется и коммуникативная деятельность родителей».

К спектру общеразвивающих функций следует отнести и совершенствование мелкой и крупной моторики. Также она создает условия для формирования специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и пр.).

В 2021году на основании решения Ученого совета АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» №7 от 17 июня 2021 года, в соответствии с Положением об инновационной площадке федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», утвержденного на заседании Ученого совета, Протокол №2 от 18 декабря 2020 года, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» муниципального района Хабаровского края был присвоен статус «Инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота». Творческий коллектив педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности с ТНР разработал проект по внедрению и реализации парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота» сроком на три года. Педагоги поставили перед собой основную цель в работе по реализации проекта — выявить/классифицировать основные умения, навыки, необходимые для формирования готовности дошкольников к изучению основ технических наук.

Задачи реализуемые в процессе внедрения проекта:

  • В условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в образовательном пространстве ДОУ «Золотой ключик» предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей.
  • Формировать основы технической грамотности воспитанников с ОВЗ;
  • Развивать технические и конструктивные умения в спецефических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
  • Обеспечить освоение детьми с ОВЗ начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
  • Развивать крупную и мелкую моторику у детей с ОВЗ;
  • Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

При разработке проекта по внедрению парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота» авторы: Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., педагоги, работающие с группой детей с ОВЗ, а это заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели группы, педагог психолог, инструктор по физической культуре, учитывали особенный подход к деятельности:

  • Системно-деятельностный подход. Он осуществляется в процессе

организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная) строится как процесс организации различных видов деятельности.

  • Личностно-ориентированный подход. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения, этот подход опирается на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения.
  • Индивидуальный подход. Это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей данной группы.
  • Дифференцированный подход. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.

Деятельность по данному направлению работы предполагает три этапа:

  • Подготовительный (анализ условий, подготовка кадров, ознакомление с программно-методическим комплексом, определение модели игровой техносреды)
  • Основной (этап реализации содержания программы)
  • Заключительный (подведение итогов, обобщение опыта работы, публикации, презентации, трансляция достигнутых результатов)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год