Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОНСТРУИРОВАНИЕ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Конструирование
Автор: Шевченко Инна Игоревна   
12.12.2021 12:50

КОНСТРУИРОВАНИЕ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯКОНСТРУИРОВАНИЕ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

На сегодняшний день в системе образования ДОУ в соответствии с ФГОС появляется множество новых методов работы с детьми. Образовательный процесс в ДОУ более успешен при использовании технологий, способствующих развитию творческих и познавательных способностей детей, формированию их навыков саморазвития и самообразования. В результате, дети лучше воспринимают материал и принимают активное участие в познавательном процессе.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний (например, манипуляция с предметами, на основе которого у ребенка складывается представления о свойствах, величине, численности, форме предметов).

 

Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает её сути. В ходе образовательной деятельности с использованием конструктора можно показать, что математика — это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается потребность в таком виде деятельности как конструирование. Это связано с тем, что в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей дошкольного возраста. Поэтому такой вид деятельности как конструирование, можно эффективно использовать в математическом образовании дошкольников.

Конструктор является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, он вмещает в себя огромный мир математических задач. Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного их понимания. Добиться в полной мере желаемого результата по математическому воспитанию можно лишь, соблюдая общедидактические принципы обучения дошкольников элементам математики:

  • принцип развивающего обучения — под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы
  • принцип воспитывающего обучения — необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе
  • принцип гуманизации педагогического процесса — главным в обучении должна стать не передача знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни.
  • принцип индивидуального подхода к ребенку — организация обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности
  • принцип научности обучения и его доступности — у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания
  • принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний — организации обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка
  • принцип систематичности и последовательности — логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.
  • принцип наглядности — мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер.

Конструктор — это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. С помощью конструктора последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразной, игровой, интегрированной, тематической непосредственно образовательной деятельности, дети учатся строить сначала несложные модели, учатся самостоятельно придумывать их, знакомятся с возможностями конструктора. Развивается умение у детей пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, развивается познавательное, логическое, проектное мышление. Старшие дети учатся исследовательской деятельности, умения работать группой, коллективом. Развивается речь и коммуникативные навыки.

Вовремя непосредственно образовательной деятельности по математике с применением конструктора дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Формирование элементарных математических представлений средствами конструирования способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций ребенка; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель таких занятий — дать ребенку ощущение уверенности в своих силах.

Конструктор можно использовать и как материал для свободных ассоциаций ребенка. Мы предлагаем детям, с помощью конструктора, выкладывать разные геометрические фигуры, считать, раскладывать по цвету, форме, размеру. Разложив конструктор на столе, можно создать свой рисунок: дорожку, каменное солнце, дерево и т. д. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Детям очень нравится играть с конструктором. Играя, ребенок раскрывает свои познавательные способности, осваивает новые навыки и знания развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М. В. Межиева. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 128 с.
  3. Арапова-Пискарева, Н. А. «От рождения до школы»: инновационная программа дошкольного образования / Н. А. Арапова-Пискарева; [и др. ]; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: Мозаика-синтез, 2019. — 336 с.
  4. Кузнецова, Е. М. Конструктивно-модельная деятельность старших дошкольников: программа по художественному моделированию и конструированию /Е. М. Кузнецова. – Москва: Учитель, 2016. – 111 с.
  5. Лиштван, З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 2015. – 99 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год