КОНСТРУИРОВАНИЕ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ |
Конструирование | |||
Автор: Шевченко Инна Игоревна | |||
12.12.2021 12:50 | |||
КОНСТРУИРОВАНИЕ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ На сегодняшний день в системе образования ДОУ в соответствии с ФГОС появляется множество новых методов работы с детьми. Образовательный процесс в ДОУ более успешен при использовании технологий, способствующих развитию творческих и познавательных способностей детей, формированию их навыков саморазвития и самообразования. В результате, дети лучше воспринимают материал и принимают активное участие в познавательном процессе. Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний (например, манипуляция с предметами, на основе которого у ребенка складывается представления о свойствах, величине, численности, форме предметов).
Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает её сути. В ходе образовательной деятельности с использованием конструктора можно показать, что математика — это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа. В дошкольном возрасте интенсивно развивается потребность в таком виде деятельности как конструирование. Это связано с тем, что в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей дошкольного возраста. Поэтому такой вид деятельности как конструирование, можно эффективно использовать в математическом образовании дошкольников. Конструктор является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, он вмещает в себя огромный мир математических задач. Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного их понимания. Добиться в полной мере желаемого результата по математическому воспитанию можно лишь, соблюдая общедидактические принципы обучения дошкольников элементам математики:
Конструктор — это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. С помощью конструктора последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразной, игровой, интегрированной, тематической непосредственно образовательной деятельности, дети учатся строить сначала несложные модели, учатся самостоятельно придумывать их, знакомятся с возможностями конструктора. Развивается умение у детей пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, развивается познавательное, логическое, проектное мышление. Старшие дети учатся исследовательской деятельности, умения работать группой, коллективом. Развивается речь и коммуникативные навыки. Вовремя непосредственно образовательной деятельности по математике с применением конструктора дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Формирование элементарных математических представлений средствами конструирования способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций ребенка; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель таких занятий — дать ребенку ощущение уверенности в своих силах. Конструктор можно использовать и как материал для свободных ассоциаций ребенка. Мы предлагаем детям, с помощью конструктора, выкладывать разные геометрические фигуры, считать, раскладывать по цвету, форме, размеру. Разложив конструктор на столе, можно создать свой рисунок: дорожку, каменное солнце, дерево и т. д. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Детям очень нравится играть с конструктором. Играя, ребенок раскрывает свои познавательные способности, осваивает новые навыки и знания развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Литература:
|