Статья «Развитие предпосылок инженерного мышления и выявление технических способностей у дошкольников средствами конструктивной деятельности». |
Конструирование | |||
Автор: Патанина Любовь Алексеевна,Слепова Любовь Ивановна | |||
30.05.2021 23:40 | |||
Статья «Развитие предпосылок инженерного мышления и выявление технических способностей у дошкольников средствами конструктивной деятельности». Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Действуя с наглядными моделями, дети легче понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами. Способность к использованию в мышлении модельных образов, становится основой понимания различных отношений предметов, позволяет усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам современного человека, а также к его творческим способностям. Нами поставлена цель: развитие предпосылок инженерного мышления и выявление технических способностей у дошкольников средствами конструктивной деятельности. Для достижения этой цели мы в группе создали центр конструирования «Растим инженеров»
Так как выделяют два вида детского конструирования: техническое и художественное, то в этом центре расположили различные виды конструирования. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц». К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала. Конструирование из крупногабаритных модулей — еще один вид относительно новых форм конструирования. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размеру модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать достаточно большое пространство с помощью предметов, сделанных самими детьми. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, соответствующие не только их функциональному назначению, но и собственному росту, т. е. как бы для себя. И поэтому особое значение имеет их функциональность и прочность. Такие конструкции позволяют детям осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок. В младшей и средней группе чаще всего используется конструирование по образцу. Конструирование по образцу, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. В старшем дошкольном возрасте мы планируем использовать конструирование по модели, по условиям, по замыслу. От простого к сложному, от знакомого к новым открытиям. У детей огромное множество идей и большое желание создать, что то невероятное и интересное. Наши результаты:
Перспективы:
Авторы: Слепова Любовь Ивановна, Патанина Любовь Алексеевна
|