«LEGO-конструкторы в работе с детьми в современном детском саду» |
Конструирование | |||
Автор: Бондарева Елена Васильевна | |||
26.04.2020 21:21 | |||
«LEGO-конструкторы в работе с детьми в современном детском саду» Бондарева Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №22 «Улыбка» г.Старый Оскол Белгородская область В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития. Приняты новые Федеральные государственные стандарты дошкольного образования. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно — коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.
Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционная деятельность – LEGO – конструирование. LEGO — педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Её можно использовать в работе с детьми от 1 до 7 лет. Каждый ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. LEGO -конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. LEGO -конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения. Конструкторы LEGO широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков LEGO. LEGO — конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. В нашей группе мы включили его как элемент в структуру НОД по «Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Развитию элементарных математических представлений», и др. Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные LEGO — постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. LEGO-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например: «Чудесный мешочек», «Передай кирпичик», «Разложи по цвету» и др. Также через LEGO- конструирование у детей развивается мелкая моторика рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей. Для конструирования в нашей группе используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей до более сложных-деревянных и пластмассовых конструкторов. Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Существует несколько направлений. Использование LEGO непосредственно для конструктивно-игровых целей. Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Например, мальчики из LEGO делают поезда, машинки, строят дорогу, постройки для животных и т.д. После этого дети играют. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. Собрав конструкцию в группе один раз, ребенок уже начинает замечать этот же предмет в обыденной жизни, у него будет желание показать и рассказать родителям то, чему он научился, тем самым у ребенка закрепляются слова, которые мы не один раз повторяли во время конструирования. А самое главное LEGО можно использовать не только как игра-конструирование, но и в индивидуальной работе, а также дома с родителями. В младшем дошкольном возрасте с конструктором LEGО можно сочинять сказки, рассказы, чтобы заинтересовать детей в работе и обыграть постройки в этом сюжете. Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Именно поэтому после каждого конструирования, важно обыграть постройки, какими бы они не были (хоть обычная дорожка или красивый грузовик). Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Мы, воспитатели, используем LEGO в своей 1 младшей группе для развития речевого творчества. Например, предлагаем мальчикам обыграть постройку, проговаривая кто ехал в поезде, в машине, куда и зачем и т.п. С детками мы придумываем небольшие рассказы о том, как одна постройка превратилась в другую. И в ходе игры перестраиваем постройку, рассказываем о животных, для которых строили заборчик, описываем их. Созданные постройки из LEGO мы так же используем в играх-театрализациях. Это сказки «Репка», «Колобок», «Теремок». У ребенка появляется возможность создать собственного колобка, волка, наделить его качествами, которыми хочет он сам. Так же в нашей группе мы используем LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, где конструктивная деятельность связана с сенсорным воспитанием, формируются представления о форме, цвете, величине. При взаимодействии с родителями используем консультации, буклеты по конструктивной, творческой деятельности детей, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести. Делаем вывод: диапазон использования LEGO довольно широк, незаметно для ребенка игры с конструктором помогают приобрести очень важное умение-сдерживаться, не мешать друг другу, фантазировать. Конструктор LEGO, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
|