Значение конструирования в формировании личности ребенка дошкольного возраста |
Конструирование | |||
Автор: Гончарова Наталья Владимировна Казанцева Екатерина Наиловна Нестерова Татьяна Сергеевна Фадеева Евгения Игоревна | |||
28.02.2020 19:43 | |||
Значение конструирования в формировании личности ребенка дошкольного возраста Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Конструирование открывает большие возможности для формирования всестороннего развития детей и их творчества. Конструирование — важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей ребенка. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности, в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания.
Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, дают словесный отчет о проделанных действиях и т.д. Ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления. При конструировании совершенствуется зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления. Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространственных представлений, и в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку), ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. Совершенствуются эти представления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеивая мелкие детали (украшения на стенках корзинки, окна у домика и др.) на плоскостной развертке (выкройке); перед тем, как сложить и склеить выкройку в готовую объемную игрушку, конструкции размещаются на определенной плоскости ( «на улице», «на ферме» и т.д.). Таким образом, формирование пространственных представлений в процессе конструирования происходит на наглядном материале. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие, и различные признаки. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей. В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре. Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками (жилые дома, здания, детские сады, школы, театры), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.) педагог имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений. Формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
|