Лего-конструирование в детском саду |
Конструирование | |||
Автор: Волобуева Татьяна Александровна Федорченко Любовь Николаевна | |||
01.01.2020 17:50 | |||
Лего-конструирование в детском саду Лего — самая популярная игра на планете. У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия». Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:
Конструктор Лего можно разделить на два больших класса: классическое мелкое Лего и крупное Лего Дупло. Лего-Дупло предназначено для детей с полутора лет. В этих наборах не так много разнообразных деталей — в основном, прямоугольные и квадратные кирпичики и пластинки. Многие автомобили в этом наборе разбираются на две части — платформа с колёсами и корпус машины. Во многих наборах есть дверцы, окошки, заборчики.
Такие элементы очень оживляют строительство. Так же одним из плюсов этих наборов является обилие пластмассовых человечков и животных, которые крепятся к пластине. Кроме того в Лего Дупло много обучающих наборов, предназначенных для обучения ребёнка счёту, умению строить по инструкции, буквам. Мелкий Лего. Лего-Креатор. С наборов этой серии лучше всего начинать знакомство ребенка с классическим мелким Лего. В нём много как тематических наборов со всевозможными домиками, машинками, маяками, замками, так и просто коробков с кубиками, окошками с дверцами и черепицей. Лего-Сити. Здесь имеются только тематические наборы, связанные с городом (полицейские участки, пожарные, скорая помощь, поезда и т. д.) Тематические наборы. Лего постарались собрать все самые популярные увлечения детей в своих тематических наборах. Здесь есть серии по отдельным фильмам и мультикам, всевозможные роботы, монстры трансформеры, ниндзя и космические корабли. Лего-Ракерс — это наборы для сбора машинок, в которых есть инерционные механизмы. Лего-Техник. Это очень интересные и очень сложные наборы, где модели собираются, в основном, не из кирпичиков, а из всевозможных втулок, шестерёнок и палочек. Благодаря этому, все модели имеют подвижные, механизированные части и дают хорошее представление о том, как работают рычаги, поршни, шестерёнки, как устроены машины изнутри. Лего-Миндстромс. Это многофункциональный набор, содержащий множество датчиков и программируемых микросхем. С помощью него можно собирать настоящих роботов и самое главное – определять их поведение, создавать программы на специальном языке программирования. Тематика игр ЛЕГО обширна. Возводим города, корабли, ищем сокровища, инсценируем популярные русские народные сказки. Обогащаем словарный запас, расширяем кругозор, открываем неизвестное. Активно сочетаем игровую и образовательную деятельности. Подход к обучению не вызывает неприязнь, материал усваивается легче, нагрузка на организм снижается. Дети — неутомимые конструкторы, они учатся конструировать “шаг за шагом”, что совершенствует у них наглядно-образное мышление. Занятия с Лего помогает детям реализовывать свои задумки, строить, фантазировать, увлеченно работать и видеть конечный результат. Все занятия с Лего проходят в любимой игровой форме “построй и играй”. Занятия по легоконструированию развивает мелкую моторику, фантазию и логику. Составить из блоков конструктора единый предмет – сложная, но посильная задача. Опытный педагог направляет детей по пути от простого к сложному. В процессе занятия по конструированию из Лего коллективно решаются задачи проблемного характера, что влияет на развитие поисковой деятельности, дети не бояться ошибок, умеют их анализировать и с особым удовольствием ищут различные способы решения одной и той же задачи. В конце каждого занятия сюжетно обыгрывается готовая конструкция. Наблюдая за легоконструированием детей 4-5 лет, я увидела, что игра с ним носит однообразный характер. Все постройки детей ограничивались строительством башенок (кто построит выше) или простое нагромождение деталей друг на друга по типу стена. Дети не могли комбинировать знакомые элементы по новому, творчество в игре не проявлялось. Игра с лего сопровождалась низкой речевой активностью, как по объяснению планирования и выполнению постройки, так и в процессе игры, беден словарный запас, свои действия в игре дети не озвучивают. Задуманное не доводилось до конца, слабо развита мелкая моторика кистей рук, многие пытались силой вдавить детали место того, чтобы найти правильное положение для скрепления, или прибегали к грубым вариантам скрепления: удар кулака или ладони. Все это сподвигло меня более глубоко изучить методику легоконструирования для использования в разных областях. Проведя анализ наблюдений, я определила цель дальнейшей своей работы. Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием. Задачи: формировать связную речь, умении последовательно и логично строить речевое высказывание, обогощение предметного и глагольного словаря; формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать; развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретенные навыки и создавать привлекательную игровую ситуацию, способствующую возникновению у детей собственных замыслов; воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать самостоятельность при работе со схемами. Также определила предполагаемый результат: в ходе работы по легоконструированию ребенок должен знать: основные детали легоконструктора (назначение, особенности); простейшие основы механики (устойчивость конструкции, прочность соединения, виды соединения деталей); называть детали лего конструктора; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций. Уметь: осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету); конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкций, по образцу; работать в паре и в небольшой группе детей; комментировать действия с лего-элементами, выполнять словесные инструкции; пользоваться схемами о будущей, выполненной ЛЕГО постройке. Для того, чтобы работа принесла больший результат, я познакомила родителей со значением легоконструирования в жизни детей и главное о значении совместной игры детей и родителей. Уже в раннем возрасте родители приобретают красивые игры и игрушки для своих малышей, в том числе и конструктор ЛЕГО. Но как бы те, ни были хороши, они не могут принести такой пользы, которую от них можно получить, если рядом не будут мама или папа. Ведь даже такой эффектный конструктор, как ЛЕГО, не может ребёнку заменить родителей. Во время совместной с родителями игры с ЛЕГО, ребёнок не чувствует себя одиноким, формируются и укрепляются взаимоотношения, развивается чувство уверенности в себе. В игровой форме у детей легче происходит автоматизация звуков, расширяется кругозор, пополняется словарный запас. А во время встречи-практикума родители сами побыли в роли творцов. Используя схему для составления рассказа о будущей постройке, они делились своим замыслом, а после постройки схема помогла им составить рассказ об игре лего постройкой. Порадовало, что трудностей в этом у родителей не возникло, ведь именно они являются образцом грамотной речи для ребенка и стимулом для повышения речевой активности. На этой встрече мы решили разнообразить и пополнить легоконструкторы, купив наборы лего-ДУПЛО. Для успешной работы я спланировала перспективный план по легоконструированию, включая его в НОД, в самостоятельную деятельность, в дидактические игры, не забывая использовать в разных образовательных областях. Мы организовывали выставки для родителей «Чудо-елка», вложив в работы все эмоции после новогоднего утренника, помогали вернуть зверей в зоопарк после путешествия по Африке, делали постройки домашних животных и их жилища, делились опытом постройки ЛЕГО поделок и игры с ними с детьми младших групп, учились по образцу выкладывать из деталей лего красивые узоры и решать простые примеры. А веселые лего человечки помогли нам познакомиться с характеристикой звуков, найти их место в слове и помогают нам учиться читать. С лего нам легче запомнить цифры и буквы, выкладывая их по образцу и в дальнейшем по памяти. В конце средней группы дети свободно использовали в речи слова из легословаря, учитывая размер деталей (название деталей, дополняли их определениями (Зеленый средний кирпичик, красный кубик) могли строить элементарные постройки по творческому замыслу, по образцу. Не у всех сформировалось умение строить по схеме из-за недостаточной устойчивости внимания. Сложнее некоторым детям было составить рассказ о своей работе, но над этим мы продолжили работать в старшей группе. Я думаю, что сложность в этом возникла из-за возрастных нарушений речи, т. к. не все дети к этому возрасту овладели системой родного языка. Работа в паре шла в более спокойной обстановке, дети научились договариваться между собой, делиться деталями во время работы. Как играть в Лего. У многих, как и у меня, Лего ассоциируется с конструированием по инструкции. До 8-12 лет строить по инструкции ребёнок вряд ли будет. То есть, если он хочет и заинтересовался, то, пожалуйста. Но если он равнодушен к изумительным постройкам, которые предлагают дизайнеры Лего, то это тоже здорово. В этот период гораздо важнее развитие творчества и воображение, чем развитие пространственного мышления (которое активизируется при сборке по инструкции). Взрослые и дети обязательно должны играть без инструкций, делая сооружения налету. Лего очень похож на глину или пластилин — можно сделать всё, что угодно, смять в комок и сделать нечто совершенно другое. Тем не менее, купив новый набор, стоит обязательно собрать его по инструкции. Зачем? Чтобы увидеть и понять все возможности деталей. Обратите внимание на крепость постройки, покажите, как класть кирпичики перекрёстно, как прижимать детали, чтобы они плотно прилегали и как отделять их (не используя зубы). Лего – это творчество и хорошо, когда оно свободно от шаблонов и образцов! Практическая часть. Предложить по небольшому одинаковому набору конструктора Лего. (3 кубика, 3 кирпичика). Попросить построить уточку (без образца), не подглядывая друг у друга. В результате одного задания получаются все уточки разные. Это и есть творческое воображение каждого человека. Если кто-то смоделировал перевернутую утку (то есть кнопками кубика вниз, а трубками вверх) значит у этого человека нестандартное мышление. Вывод: у каждого ребёнка своё видение мира, воображение, которое нужно развивать. Придумай свою историю. Разделиться на творческие группы. Предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (кот, мост, страх). Родители моделируют историю с этими словами. Например: «Жил-был кот. Однажды он забрался на высокий мост, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с моста. У следующей группы другая история. Истории можно объединить одним персонажем. В заключении мастер класса по лего конструированию мы решили: развивать творческие способности, конструкторские умения детей, воспитывать личности, которые способны самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.
|