Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники у детей с ограниченными возможностями здоровья» |
Конструирование | |||||||||||||||
Автор: Корытова Галина Александровна | |||||||||||||||
03.08.2019 17:11 | |||||||||||||||
Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники у детей с ограниченными возможностями здоровья» Информационная карта проекта
№1 Диагностика
№2 Примерное перспективное планирование №3 План работы с воспитателями №4 Игры и упражнения Краткая аннотация проекта Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Эффективность применения Лего конструирования и робототехники обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных видах деятельности. Применение лего-конструирования основано на системно- деятельностном подходе. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает предпосылки к учебной деятельности. Игровые занятия позволяют освоить посильный опыт в области технических знаний, учат моделировать, пользоваться знаковыми символами, совершать знакомые операции и действия: математические, логические, лингвистические. Проект реализуется с сентября 2014 года по настоящее время в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Нефтеюганска «Детский сад №13 «Чебурашка», окончание реализации проекта и определение перспектив развития состоится в мае 2017 года. Актуальность Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Внедрение новых технологий, разработка новых проектов ставит новую задачу перед образованием – подготовку специалистов с современным инженерно – техническим мышлением. Особое внимание уделяется дошкольному образованию. Ведь именно в этот период закладывается фундаментальные компоненты становления личности ребенка. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, умение наблюдать, экспериментировать, ставить цель и находить правильное решение. Наблюдая за играми детей, отметила, что конструирование это любимый вид деятельности, но все сводится к тому, что дети могут конструировать лишь примитивные постройки, при создании более сложной конструкции не хватает силы воли, усидчивости. Результаты диагностики показали, что дети не всегда применят правила, испытывают, затрудняются в контроле своей деятельности, часто не слышат и не понимают поставленной задачи. Учитывая, то, что я прошла курсы повышения квалификации по данной теме, есть хорошая возможность применить полученные знания на практике. Актуальность введения конструирования и робототехники в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования: к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора ребенка старшего дошкольного возраста, формированию предпосылок к учебной деятельности, формированию познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности, воспитанию социально-активной личности. Дети, приходя в первый класс, хотят и могут учиться, у них развиты психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа начального образования. Таким образом, становится очевидным, что лего-конструирование и образовательная робототехника являются уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний. Новизна определяется тем, что позволяет дошкольникам раскрыть практическую целесообразность конструирования и робототехники, развить необходимые к дальнейшей жизни умения и навыки, расширить круг интересов. Социальная значимость заключается в том, что использование образовательных конструкторов помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным. Психолого – педагогические исследования (Л. С. Выготский, Л,А, Венгер и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения. Психологические исследования Н. Н. Поддьякова показывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в данном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.
Обоснование и описание проекта Цель — создание комплекса условий для формирования предпосылок к учебной деятельности и развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
В своей работе опираюсь на принципы:
Условно процесс обучения конструированию разделила на следующие этапы, позволяющий детям постепенно осваивать процесс конструирования, стимулируя желание учиться и решать новые, все более сложные задачи:
Проект рассчитан на 3 года, носит системный, развивающий характер. Техника безопасности и правила работы с конструкторами:
Механизм реализации Проект рассчитан на 3 года. Реализация проекта осуществляется как часть занятия по образовательным областям «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно — эстетическое развитие», интегрированные занятия провожу подгруппами (6-8 человек) с детьми 4-7 лет, а так же в совместной и самостоятельной деятельности детей и воспитателя. Для каждого года пребывания определены задачи. I.Подготовительный этап: (сентябрь 2014год)
II. Основной этап: (октябрь 2014- апрель 2017год) 1 год работы с детьми (4-5 лет): 2014-2015 год
Задачи:
У ребенка с нарушением функции зрения возможности чувственного познания сужаются, так как из акта восприятия полностью или частично выключается зрительная информация. Только с помощью взрослых ребенок может понять смысл и содержание вещей. Очень важно в ребенке воспитывать уверенность в том, что ему доступны в основном все действия. Знакомство с деталями конструкторов осуществляла в совместной деятельности детей и воспитателя с применением интерактивного стола, рассматривание мультипликационного фильма «Возрождение города». В ходе просмотра дети познакомились с героями страны «Лего». Знакомство с деталями и символами конструирования осуществляли в ходе совместной деятельности с применением игровых упражнений. Упражнения «Чудесный мешочек», «Отгадай», «Не ошибись, Петрушка», «Есть у тебя или нет?», «Принеси и покажи» направлены на развитие умения классифицировать детали по определенным признакам: размер, цвет, форма. Упражнение «Собери модель» направлено на развитие умения конструировать модель по словесному описанию воспитателя, при этом в речи используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк". Для развития внимания, памяти, а также умения выявлять логические закономерности в работе с детьми использовались такие упражнения, как «Что изменилось?», «Собери модель по памяти», «Запомни и выложи ряд», «Что лишнее?», «Найди недостающую деталь». На развитие пространственной ориентировки применяла упражнения «Собери модель по ориентирам», «Составь макет групповой и приемной комнат». Для знакомства дошкольников с понятием «симметрия» проводила игры с использованием таких упражнений, как «Выложи вторую половину узора» и «Составь узор». (Приложение № 5). Для качественной работы и прочной постройки определили алгоритм действий и правила работы с конструктором: подготовка рабочего места, выбор и рассматривание схемы, подбор необходимых деталей, выполнение постройки. С помощью игровых упражнений учились анализировать понравившийся объект, выделять основные части и детали. Выполняли простые постройки, создавали варианты знакомых моделей из готовых деталей конструктора, разных по форме и цвету. Изготовление «Игрушки — балансир» позволяет выяснить детям, почему маленькая птичка может стоять на одной ноге. Освоили способы замещения форм, некоторых деталей, например, дети при постройке конструкции могли заменить деталь 2×4 двумя деталями 2×2, деталь 2×8 заменяли деталями 2×6 и 2×2 или четырьмя деталями 2×2 и т.д., при этом ставилась задача выявить все возможные комбинации замещения деталей одного размера другими по величине деталями. Данное упражнение способствует развитию комбинаторных навыков. Для оказания более успешной коррекционной помощи проводили значимую работу с родителями. Родители принимали активное участие в конкурсах и фестивалях. Организовывали разные выставки: н-р: «Робот выходного дня», фотовыставки, где ребята делились с друзьями о том какие они изготаливали поделки из конструктора дома, применяя приобретенные знания и умения в детском саду. Для более эффективной работы пополняла дидактический материал (книги, схемы, и т. д), где родители имели возможность узнать что-то новое. Так же родителям были даны рекомендации «В какие пальчиковые игры играть дома» и значимость их. Так же были даны рекомендации и со зрительными гимнастиками. С целью поддержания творческого начала и индивидуальных предпочтений организовали с родителями совместные занятия по созданию тематических построек «Домашняя ферма», «Магазин», «Мой дом». На данном этапе работы применяла крупные детали конструктора «Lego- Duplo». 2 год работы с детьми (5-6 лет) 2015-2016год Задачи:
Второй год работы с детьми – этап работы с применением технических конструкторов. Конструктор «Техник» — это механический конструктор со средними деталями который охватывает три из пяти образовательных областей и позволяет решать задачи по физическому развитию: развитие мелкой моторики, гибкости и ловкости пальцев, точности движений. С помощью упражнений «Шестеренки», «Механическая рука» познакомила детей с принципом передачи движения с помощью шестеренок. В самостоятельной и групповой игре воспитанники создали механические постройки: «Дворники», «Лук», «Весы», для изменения и совершенствования конструкций проявляли инициативу и творчество. Сооружая постройку или конструкцию учу детей пользоваться схемой. Конструктор с мелкими и средними деталями «Lego- educational». Работая с этим видом конструкторов, учу детей соблюдать алгоритм действий: подготовка рабочего места, размещение строительных деталей, применение вспомогательных средств. При ознакомлении с социальным миром воспитанники конструировали транспорт, предметы быта, животных. На занятиях по познавательному развитию выяснили принцип строения арочного моста. Приводили в движение вертушку без использования шестеренки и моторчика. Объединение детей в режиссерские игры: «Зоопарк», «Город», «Салон красоты», «МЧС» позволяет совершенствовать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в игре, одновременно идет развитие мышления и воображения ребенка, возрастает способность к переносу способов действий на другие объекты, отношений между людьми. Большую работу мы проводили совместно с тифлопедагогом. Одним из важных направлений работы учителя –дефектолога (тифлопедагога) в доу для детей с нарушением зрения является подготовка их к обучению в школе. Очень важно для ребенка имеет ориентировка в пространстве поэтому вначале мы учили детей ориентироваться в микропространстве. Занятия тесно связаны с игрой, конструированием. Для более эффективного обучения дошкольников с нарушением зрения работа по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, развитию осязания и мелкой моторики проводится комплексно. Тифлопедагог включает в коррекционные занятия различные задания по развитию зрительного восприятия и ориентировки. Для развития индивидуальных способностей у детей обладающих задатками к техническому моделированию и робототехнике применяю образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень 5-8 лет) «Технолаб» — это первый этап работы с конструктором позволяющий приводить в движение создаваемые модели с помощью элементов питания: «Мельница», «Жираф», «Тигр». Все упражнения и игры способствуют формированию необходимыхкачеств для дальнейшей учебной деятельности: умение слушать и слышать, понимать поставленную задачу, видеть конечный результат своей деятельности, осуществлять самоконтроль. Выполняя итоговые коллективные работы «Зоопарк», «Парк Юрского периода», продолжаю развивать умение сотрудничать с другими детьми, умение адекватно оценивать результаты деятельности, стремиться к совершенствованию необходимых навыков, адекватно реагировать на мнение и оценкувзрослых. 3 год работы с детьми (6-7 лет) (2016-2017 год) Задачи: Планирую:
Продолжаю работу с применением механического конструктора «Техник», робототехнического модуля «Технолаб», учитывая индивидуальные особенности внедрение LegoEducationWEDO. Осуществляя работу по направлению, дети прежде всего научатся создавать технические конструкции. Например: работая по теме «Современная техника», воспитанники познакомились с механизмом работы машины — мусоросборщика, движения кузова на самосвале. Сборка «Мельницы» позволила выяснить начинающим конструкторам, что движение лопастей приводит к тому, что двигаются жернова. При создании «Виртуального зоопарка» познакомились с механизмом соединения деталей с блоком питания, который приводит в движение создаваемых животных. Умение договариваться в игре учит детей самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать детали, определять сюжет, создавать выразительный образ и передавать свое отношение. Вывод: Игровые занятия с применением конструкторов разной сложности позволяют освоить посильный опыт в области технических знаний, учат моделировать, пользоваться знаковыми символами, совершать знакомые операции и действия. Интеллектуальное развитие выражается в расширении словарного запаса, социальной сферы, математических способностей, овладение детьми общими способами действий, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач. Реализуя проект, выстраиваю отношения с родителями. Составлен план взаимодействия (Приложение№ 2). Как показала практика, наиболее эффективная форма работы с родителями это совместные занятия с детьми, презентация детских продуктов, мастер- класс. Взаимодействие с педагогами осуществляю на протяжении всего периода реализации проекта. Составлен план (Приложение№4). Наиболее эффективной формой работы считаю семинар – практикум, мастер- класс. III. Заключительный этап: (май 2016 год) Задачи:
Эффективность реализации проекта зависит от организации конструкторской деятельности, проводимой с применением следующихметодов:
Реализация проекта осуществляется через следующие виды деятельности:
Ресурсы Все участники образовательного процесса должны четко представлять:
Материально-техническое оснащение:
технологические карты, книги и CD диски с инструкциями;
Информационные:
Партнеры В реализации проекта участвуют:
В рамках проекта важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников образовательного процесса.
|