Реализация познавательного развития дошкольников через использование конструктора «ЛЕГО». Из опыта работы. |
Конструирование | |||
Автор: Мерц Ирина Анатольевна | |||
15.07.2018 18:41 | |||
Реализация познавательного развития дошкольников через использование конструктора «ЛЕГО». Из опыта работы. Автор:
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».
А. Р. Лурия. Актуальность ЛЕГО- конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
Для меня конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений. Конструктор ЛЕГО способствует решению задач всестороннего развития, воспитания, образования, а также оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка. В своей педагогической практике широко использую разнообразные виды конструирования — из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности детей. «LEGO» — умная игра, Применение конструктора ЛЕГО помогает мне:
Освоение ЛЕГО- конструктора осуществляю последовательно от простого к сложному. Первая часть освоения ЛЕГО– это упражнение на развитие логического мышления. Её цель– развитие элементов логического мышления. Основными задачами этого этапа являются:
Вторая часть — конструирование. Цель которой — развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи второго этапа:
В своей практике выделяю особенности организации и проведения совместной деятельности в разных возрастных группах. В младшей и средней группах применяю следующие виды организации совместной деятельности:
Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий — низкий», «широкий — узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров. В средней группе основой при организации работы с ЛЕГО- конструктором я предпочитаю сказку. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу. Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале, а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть: «В леса – чудеса мы поедем с тобой «Моделирование персонажей по сказке Колобок» и др. В старшей и подготовительной группах добавляю конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы — «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом. При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Проблемные ситуации создаю такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи. Для старших дошкольников характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации НОД – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий — «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха, «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей» и др. Формы организации НОД самые разные: ЛЕГО – конструктор я широко использую в НОД по конструированию, что способствует развивает мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти. Развитию воображения способствует конструирование по замыслу, по определённой теме (например «Город», «Мебель», «Животные», «Транспорт», «Гараж» и т.д.). Ребёнок создаёт новые образы, опираясь на имеющиеся представления об объекте, по ходу замысла уточняет и совершенствует конструкцию, тем самым проявляя творчество. Конструктивная деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания у детей. Прежде чем, приступить к созданию конструкции, необходим точный расчёт, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. В процессе выполнения конструкции у дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным при обучении в школе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры ( «Построй дом по чертежу», «Восстанови сломанный мост», «Дострой дом (гараж, машину и т.д.) по образцу». ЛЕГО — конструктор используется и в НОД по ФЭМП с целью закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам; можно использовать как условную мерку при сравнении предметов по длине, шире, массе ( «Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т.д.). ЛЕГО — конструктор в НОД по ознакомлению с окружающим ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор ( «Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Расскажи о свойствах предмета» и т.д.). С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции объединяют в тематическую постройку «Мой город», «Моя улица», «Животные Африки» и т.д., которые в дальнейшем используются не только на занятиях, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков. Исходя из целей по развитию творческих и конструкторских способностей дошкольников, в процессе овладения приемами конструирования из деталей конструктора ЛЕГО, мы решаем обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Ведущая педагогическая идея определяется тем, что в основе управления процессом развития конструкторских и творческих способностей дошкольников лежит освоение ими технических способов и приемов конструирования из деталей конструктора ЛЕГО, позволяющие детям проявить творческий потенциал. Игра – важнейший спутник детства. «LEGO» позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Приглашаю всех друзей «ЛЕГО» собирать скорей. Там и взрослым интересно: в «ЛЕГО» поиграть полезно! «Найди все кубики» Цель. Развивать умения детей различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику. Ход игры. Предлагаю вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали. «Найди пару» Цель. Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции. Ход: педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора LEGO и найти каждой детали пару. «Куда села бабочка» Цель. Закрепить умения детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции. Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание. «Расскажи, где находится деталь» Цель. Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве. Ход игры. На столе 10-12 деталей конструктора. Предлагаю рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от зеленого кирпичика стоит красный кубик, слева – желтый кирпичик»). «Найди деталь по указанным ориентирам» Цель. Учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции. Ход игры. Предлагаю рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По моей словесной инструкции (например, я задумала деталь, справа от неё красный кирпичик, а слева жёлтый кубик) ребенок находит задуманную деталь. «Составь цепочку» Цель. Учить различать детали конструктора «ЛЕГО» по цвету, по форме, по величине; развивать логическое мышление. Ход игры. Предлагаю построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности. «Найди по схеме» Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие. Ход игры. Предлагаю рассмотреть несколько построек и найти конструкцию соответствующую данной схеме. «Построй заборчик», «Собери пирамидку» Цель. Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику. Ход игры. Предлагаю построить забор для дачного участка, показываю способы соединения деталей: стопкой; внахлест; ступенчатая «Что сначала, что потом?» Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определённой последовательности, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие. Ход игры. Предлагаю из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию.
|