Непрерывная образовательная деятельность по легоконструированию и робототехнике для детей 5-6 лет «Жила была шестеренка» |
Конструирование | |||
Автор: Цветкова Людмила Александровна | |||
21.12.2017 02:31 | |||
Непрерывная образовательная деятельность по легоконструированию и робототехнике для детей 5-6 лет «Жила была шестеренка» (образовательная область «Познавательное развитие»). Автор: Цветкова Людмила Александровна Воспитатель МБДОУ «Улыбка» Возрастная категория: старшая группа детского сада ` Цель: Научить детей конструировать простой механизм «зубчатая передача движения» и использовать его в конструкции. Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: 1. Формировать умение детей договариваться в процессе работы в парах; Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютер, таймер или часы. Раздаточный материал: Lego 9656 (1 набор) на 2-х детей, инструкция сборки «волчка», «пусковой механизм», рабочий бланк. Предварительная работа: Чтение загадок про колесо, рассказ о транспорте, презентация на тему «Где живет колесо», «Первые механизмы в жизни человека». Количество детей в группе: 6 детей Продолжительность занятий 25 мин. Словарная работа: шестерёнка, скорость, вращение, пусковой механизм, зубчатая передача движений, ведущее, ведомое. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, игровой, исследовательский Ход занятий. Организационный момент Дети входят в помещение, приветствуют гостей и присаживаются на ковер. Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем изучать работу первых механизмов. Скажите, что такое механизмы? Дети: Механизмы — это устройства, которые облегчают работу человека и выполняют то, что нам самим сделать трудно или даже невозможно. Воспитатель: Правильно. Где встречается в жизни человека механизмы? Дети: Механизмы встречаются в пылесосе, телевизоре, в автомобилях, в бытовых приборах, в часах. Воспитатель: Механизмы могут быть простыми и сложными. Какие первые механизмы вы знаете? Дети: Рычаги, блоки, колесо. Воспитатель: Правильно. Простые механизмы могут быть использованы как часть более сложных устройств. Посмотрите, что я вам принесла. Дети: часы. Воспитатель: Какие часы вы знаете? Дети: настенные, будильник, наручные часы. Воспитатель: Существуют много видов разных часов, например солнечные часы, водяные, песочные, электронные которые работают от сети или батарейки у эл. часов нет механизма. Часы, которые я вам принесла, называются механические. В нутрии них тоже есть механизм. А для чего механическим часам нужен механизм? Дети: Для того, чтобы они работали, в них крутились часовые стрелки. Воспитатель: Давайте заглянем внутрь часов. Что вы видите? (показ) Дети: Молоточки, колеса, шестеренки. Воспитатель: Верно, посмотрите на экран. Перед вами Кремлевские часы. У них хорошо видны детали часового механизма. (дети рассматривают принцип работы часового механизма). Вы обратили внимание, какие детали приводят часовой механизм в движение? Дети: Колеса. Воспитатель: Не совсем верно. Самые важные детали часового механизма похожие на колеса, они не простые. Перед вами два колеса. Чем они отличаются друг от друга? (у одного есть зубчики, у другого нет). Верно. Колесо, у которого есть зубчики называется «зубчатое колесо». В народе его называют шестерёнка, которая находиться не только в часовом механизме, но и во многих других механизмах. У шестеренки есть своя история. (шестеренки разных видов) Воспитатель: Жила-была шестеренка. Любила эта шестеренка быстро вращаться. Это было здорово, весело. Однажды шестеренкой заинтересовался инженер-исследователь. Посмотрел он на шестеренку и решил использовать ее в различных механизмах, чтобы приносила она пользу людям. Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках две шестеренки. Чем они похожи? (у них есть зубчики) А чем они отличаются? (они разного цвета, размера, у них разное количество зубчиков). Воспитатель: Посмотрите, как происходит механизм движения шестеренок. Если одна шестерёнка будет дружить с другой шестеренкой, например как мы здороваемся с друзьями при встрече, жмем друг другу руки, так и шестеренки, сцепляясь зубчиками друг с другом создают зубчатую передачу движений. А теперь давайте посмотрим, что такое зубчатая передача, на примере детской механической площадки (показ) Такой простой механизм называется «зубчатая передача движений». Воспитатель: А теперь Софья, попробуй сам привести механизм в движение. (ребенок самостоятельно приводит механизм в движение). Воспитатель: Вот какие дружные шестеренки. Давайте с ними немного поиграем. Шестеренки в руки взяли, как качели покачали Влево вправо поворот, а потом наоборот А теперь соединили и немного покрутили Влево вправо поворот, а потом наоборот Вверх подняли, опустили и опять соединили Влево вправо поворот, а потом наоборот Воспитатель: Немного отдохнули. А сейчас я предлагаю, вам самим стать изобретателями и сконструировать замечательную игрушку, которая может долго крутится, на одной ножке. Кто догадался, о какой игрушке идет речь? Дети: Волчок, юла. Воспитатель: Да! Верно! Но мы будем конструировать не простой волчок, а механический. Волчок будет, состоят из зубчатых колес (шестеренок) и оси. Приводить волчок в движение будем при помощи спускового механизма. Проходите на свои рабочие места. Вам нужно собрать 2 волчка и пусковой механизм. Внимательно изучите инструкцию и приступайте к работе. (Дети выполняют сборку по инструкции). Воспитатель: Какие замечательные механические волчки у вас получились. Давайте их испытаем. Волчок нужно раскрутить на ровной поверхности с помощью пальцев (дети крутят волчки) Молодцы! Ваши руки сейчас служили двигателем для того, чтобы привести волчок в движение. Воспитатель: Волчки можно сцеплять с пусковым механизмом по — разному. Давайте назовем волчок А, тот у которого наверху будет маленькая синяя шестеренка, а волчок Б у которого наверху будет красная шестеренка. (Показ) А теперь посмотрите я вам покажу как нужно соединять волчок А и волчок Б и запустить волчок с помощью рукоятки. Возьмите пусковой механизм и попробуйте с помощью рукоятки прокрутить несколько раз волчок. Получилось? Ребята, скажите, где в нашей модели ведущее и ведомое колесо? (Ответы детей.) Молодцы! Давайте проведем испытание, какой волчок будет вращаться дольше А или Б. Мы будем фиксировать время с помощью секундомера (показать) и отмечать результат в бланке (показать). Волчок, который будет двигаться быстрее обозначим знаком «+», а тот, который медленнее – «-». После испытания воспитатель подводит итог. По результатам мы выяснили что: волчок А крутиться дольше, чем волчок Б. Почему скорость, одного волчка отличается от скорости другого волчка? (Чем больше ведущее колесо, тем оно быстрее вращает малое ведомое колесо). Рефлексия: Ребята, с каким простым механизмом, вы сегодня познакомились? ( «зубчатая передача движения»)? Из каких деталей состоит простой механизм «зубчатая передача движений»? (зубчатое колесо (шестеренка), оси, рычага) Что такое зубчатая передача? (часть механизма, состоящая их зубчатых колес, шестеренок и которые сцепляются друг с другом происходит процесс движения). Какое колесо называется ведущее, а какое (ведомое)? Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Я хочу вас поблагодарить, мне было интересно с вами конструировать и проводить испытания. А вам было интересно? А на память хочу вам подарить замечательных волчков. (раздает детям игрушки волчки) Благодарим всех за внимания! До свидания! Используемые учебники и учебные пособия:
|