Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование конструктора «ЛЕГО» в проектной деятельности дошкольников»
Конструирование
Автор: Коляскина Анна Валентиновна   
28.01.2016 13:44

«Использование конструктора «ЛЕГО» в проектной деятельности дошкольников»«Использование конструктора «ЛЕГО» в проектной деятельности дошкольников»

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский

Актуальность введения ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС.

По своей сути, ЛЕГО-конструирование относится к инновационным технологиям.

В образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения ЛЕГО-конструктор педагоги используют на кругах и в проектно-тематический деятельности.

Чем же интересен проектно-тематический метод? Прежде всего тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет активизировать познавательную деятельность детей и взрослых, интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

 

Под проектом подразумевается некая увлекательная, поисково-познавательная деятельность всей группы и взрослых (педагогов и родителей). Проект – это отрезок жизни группы, в процессе которого дети и взрослые совершают общую творческую работу на благо самих себя и других людей.

Длиться проекты могут от 1 дня (спонтанные проекты, их подсказывает жизнь и планировать их не приходится), до 2-3 месяцев.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

  • Наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательская работа или поиск;
  • Проект- это «игра всерьез» и результаты её значимы для детей и взрослых;
  • Самостоятельность детей (при поддержке взрослых);
  • Сотворчество ребят и взрослых;
  • Развитие коммуникативных способностей детей;
  • Познавательных и творческих навыков;
  • Применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Этапы разработки и проведения проекта:

  • Исходя из интересов и потребностей детей, намечается цель (педагоги);
  • Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
  • Обсуждение плана с родителями;
  • Составление модуля работы с узкими специалистами;
  • Сбор информации и материала;
  • Проведение занятий (кругов), игр, наблюдений, экскурсий, организация выставок (материала по теме), подготовка сообщений детей (рассказы);
  • Проведение исследовательской работы;
  • Выполнение домашних заданий;
  • Творческая работа – поделки, рисунки, альбомы «ЛЮБОЗНАЙКИ», информация;
  • Презентация проекта (заключительная часть) – открытое мероприятие, акция;
  • Экскурсия, познавательное развлечение, приготовление несложных блюд, составление книг, альбома, детских энциклопедий, несложных схем, постройки различных строений и техники, животных.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, детского дизайна группы, итогового творческого продукта.
  2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают проблемы или концовку.
  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (дизайн группы, витражи и др.)
  4. Творческие – оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна (например, «Книжкина неделя», «Театральная неделя», «День Победы»)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются меж предметными, а творческие- монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, с ЛЕГО играя, дети учатся, малыши начинают с конструирования простых фигур, ребенок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становятся более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения. Идет пошаговое обучение – от простого к сложному. При реализации проектов, происходит влияние и на содержание игровой деятельности – игры становятся более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети становятся интересны друг другу. Начиная с младшего возраста, используются проекты:

  • Роле-игровые,
  • Творческие.

Для старших дошкольников становятся значимыми такие виды проектов как:

  • по образцу;
  • по условиям;
  • по замыслу,
  • Комплексные: «Здравствуй Пушкин», «Книжкина неделя», «Театральная неделя» и др.
  • Межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года», «70 лет Великой Победы», «Как я провел лето» и др.
  • Творческие: «Город будущего», «Техника 21 века» и др.
  • Групповые: «Тайны космоса», «Рекорды природы» и др.
  • Индивидуальные: «Я и моя семья», «В деревне у бабушки» и др.
  • Исследовательские: «Мир животных», «Волшебница-вода», «Воздух-невидимка», «Обитатели морей и океанов» и др.

Эта проектная деятельность с Лего-конструированием формирует у детей целостное представление о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, машин, различных построек, их места в окружающем мире, а так же творческие способности детей.

Проектная деятельность в ЛЕГО-конструировании позволяет:

  • стимулировать интерес и любознательность;
  • развивать интерес к решению проблемных ситуаций;
  • умение исследовать проблему;
  • анализировать имеющиеся ресурсы;
  • выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их;
  • расширять активный словарный запас, новыми техническими терминами;
  • развивать пространственное и техническое мышление;
  • развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;
  • развивать потребность экспериментировать в процессе проектирования, используя приобретенные ранее знания;
  • использовать новые информационные технологии в совместной и самостоятельной деятельности;
  • развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;
  • развивать умения и навыки;
  • развивать мелкую моторику;
  • соизмерять ширину, длину, высоту предмета;
  • решать конструктивные задачи на глаз;
  • развивать логическое, пространственное мышление;
  • определять, различать и называть детали конструктора;
  • конструировать: по условиям, по образцу, по чертежу, по схеме и самостоятельно строить схему;
  • использовать трёхмерные модели реального мира;
  • ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

В мае этого года в нашем детском саду мы впервые провели межгрупповой проект с использованием ЛЕГО-КОНСТРУКТОРА. Участвовали дети из трех групп. Этот проект был приурочен к

«70-летию Великой Победы» и длился 1 месяц.

1. На подготовительном этапе дети совместно с родителями (педагогами):

  • вели сбор информации о родственниках, воевавших в ВОВ (погибших или пропавших без вести), какими наградами были награждены;
  • участвовали в шествии «Бессмертный полк»;
  • возлагали цветы к вечному огню;
  • посещали Музей Славы;
  • был организован конкурс стихов о ВОВ;
  • дели слушали и разучивали песни военных лет;
  • был организован конкурс рисунков;
  • читали рассказы о войне;
  • варили солдатскую кашу.

2. Основной этап:

  • дети сооружали военную технику, экспозицию военных действий (Дом Павлова, военно-морское сражение);
  • послевоенное восстановление хозяйства (постройка домов, ГЭС), военная техника;
  • заключительный этап, защита проекта.

Наши дети участвовали со своими постройками в городском ЛЕГО-фестивале, посвященному 70-летию Великой Победы, где были отмечены призовыми местами.

Вывод: Использование ЛЕГО-конструкторов в проектной деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению, т.к. при этом требуются знания из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям.

Автор материала: Коляскина Анна Валентиновна

Воспитатель МБДОУ «Золотая рыбка»,

г.Ноябрьск, ЯНАО

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год