«Использование конструктора «ЛЕГО» в проектной деятельности дошкольников»
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В.А. Сухомлинский
Актуальность введения ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС.
По своей сути, ЛЕГО-конструирование относится к инновационным технологиям.
В образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения ЛЕГО-конструктор педагоги используют на кругах и в проектно-тематический деятельности.
Чем же интересен проектно-тематический метод? Прежде всего тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет активизировать познавательную деятельность детей и взрослых, интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Под проектом подразумевается некая увлекательная, поисково-познавательная деятельность всей группы и взрослых (педагогов и родителей). Проект – это отрезок жизни группы, в процессе которого дети и взрослые совершают общую творческую работу на благо самих себя и других людей.
Длиться проекты могут от 1 дня (спонтанные проекты, их подсказывает жизнь и планировать их не приходится), до 2-3 месяцев.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются:
- Наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательская работа или поиск;
- Проект- это «игра всерьез» и результаты её значимы для детей и взрослых;
- Самостоятельность детей (при поддержке взрослых);
- Сотворчество ребят и взрослых;
- Развитие коммуникативных способностей детей;
- Познавательных и творческих навыков;
- Применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Этапы разработки и проведения проекта:
- Исходя из интересов и потребностей детей, намечается цель (педагоги);
- Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
- Обсуждение плана с родителями;
- Составление модуля работы с узкими специалистами;
- Сбор информации и материала;
- Проведение занятий (кругов), игр, наблюдений, экскурсий, организация выставок (материала по теме), подготовка сообщений детей (рассказы);
- Проведение исследовательской работы;
- Выполнение домашних заданий;
- Творческая работа – поделки, рисунки, альбомы «ЛЮБОЗНАЙКИ», информация;
- Презентация проекта (заключительная часть) – открытое мероприятие, акция;
- Экскурсия, познавательное развлечение, приготовление несложных блюд, составление книг, альбома, детских энциклопедий, несложных схем, постройки различных строений и техники, животных.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, детского дизайна группы, итогового творческого продукта.
- Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают проблемы или концовку.
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (дизайн группы, витражи и др.)
- Творческие – оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна (например, «Книжкина неделя», «Театральная неделя», «День Победы»)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются меж предметными, а творческие- монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, с ЛЕГО играя, дети учатся, малыши начинают с конструирования простых фигур, ребенок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становятся более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения. Идет пошаговое обучение – от простого к сложному. При реализации проектов, происходит влияние и на содержание игровой деятельности – игры становятся более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети становятся интересны друг другу. Начиная с младшего возраста, используются проекты:
- Роле-игровые,
- Творческие.
Для старших дошкольников становятся значимыми такие виды проектов как:
- по образцу;
- по условиям;
- по замыслу,
- Комплексные: «Здравствуй Пушкин», «Книжкина неделя», «Театральная неделя» и др.
- Межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года», «70 лет Великой Победы», «Как я провел лето» и др.
- Творческие: «Город будущего», «Техника 21 века» и др.
- Групповые: «Тайны космоса», «Рекорды природы» и др.
- Индивидуальные: «Я и моя семья», «В деревне у бабушки» и др.
- Исследовательские: «Мир животных», «Волшебница-вода», «Воздух-невидимка», «Обитатели морей и океанов» и др.
Эта проектная деятельность с Лего-конструированием формирует у детей целостное представление о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, машин, различных построек, их места в окружающем мире, а так же творческие способности детей.
Проектная деятельность в ЛЕГО-конструировании позволяет:
- стимулировать интерес и любознательность;
- развивать интерес к решению проблемных ситуаций;
- умение исследовать проблему;
- анализировать имеющиеся ресурсы;
- выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их;
- расширять активный словарный запас, новыми техническими терминами;
- развивать пространственное и техническое мышление;
- развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;
- развивать потребность экспериментировать в процессе проектирования, используя приобретенные ранее знания;
- использовать новые информационные технологии в совместной и самостоятельной деятельности;
- развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;
- развивать умения и навыки;
- развивать мелкую моторику;
- соизмерять ширину, длину, высоту предмета;
- решать конструктивные задачи на глаз;
- развивать логическое, пространственное мышление;
- определять, различать и называть детали конструктора;
- конструировать: по условиям, по образцу, по чертежу, по схеме и самостоятельно строить схему;
- использовать трёхмерные модели реального мира;
- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.
В мае этого года в нашем детском саду мы впервые провели межгрупповой проект с использованием ЛЕГО-КОНСТРУКТОРА. Участвовали дети из трех групп. Этот проект был приурочен к
«70-летию Великой Победы» и длился 1 месяц.
1. На подготовительном этапе дети совместно с родителями (педагогами):
- вели сбор информации о родственниках, воевавших в ВОВ (погибших или пропавших без вести), какими наградами были награждены;
- участвовали в шествии «Бессмертный полк»;
- возлагали цветы к вечному огню;
- посещали Музей Славы;
- был организован конкурс стихов о ВОВ;
- дели слушали и разучивали песни военных лет;
- был организован конкурс рисунков;
- читали рассказы о войне;
- варили солдатскую кашу.
2. Основной этап:
- дети сооружали военную технику, экспозицию военных действий (Дом Павлова, военно-морское сражение);
- послевоенное восстановление хозяйства (постройка домов, ГЭС), военная техника;
- заключительный этап, защита проекта.
Наши дети участвовали со своими постройками в городском ЛЕГО-фестивале, посвященному 70-летию Великой Победы, где были отмечены призовыми местами.
Вывод: Использование ЛЕГО-конструкторов в проектной деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению, т.к. при этом требуются знания из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям.
Автор материала: Коляскина Анна Валентиновна
Воспитатель МБДОУ «Золотая рыбка»,
г.Ноябрьск, ЯНАО
|