Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
Конструирование
Автор: Андрианова Дарья Владимировна   
01.01.2016 23:10

Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.

Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении ими большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

 

Скачать конспект

Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения, новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в свою практическую деятельность.

Среди ассортимента интерактивного оборудования наибольшим спросом в образовательных учреждениях пользуются интерактивные приставки «Mimio».

Интерактивная приставка «Mimio» похожа на проекционный экран, ставший уже привычным в учебной аудитории: на гладкую поверхность (маркерную или обычную

школьную доску, стену) проецируется изображение с компьютера.

Но главное в устройстве «Mimio» – не способ вывода информации, а возможность

управлять экранным изображением. Удобство данной системы в том, что педагог или

ребенок, взяв в руки специальный стилус, имеет возможность делать зарисовки, выделять,

передвигать, нажимать, управлять и всё это происходит в игровой форме. Свободно

передвигаясь, педагог имеет возможность уделять внимание отдельным детям и более

эффективно управлять их вниманием.

Инновационный продукт «Mimio» позволяет, с одной стороны погрузить детей в

интерактивную среду, наиболее достоверно отображающую целостную картину мира, а с

другой стороны, ребенок оказывается в этой среде не пассивным наблюдателем, а активным

участником.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых

образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные

технологии, соответствующие принципам:

  • развивающего образования;
  • научной обоснованности и практической применимости;  соответствия критериям полноты, необходимости и

достаточности;

  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и

задач процесса образования детей дошкольного возраста;

  • интеграции образовательных областей;
  • решения программных образовательных задач в совместной

деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

  • учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Таким образом, инновационный продукт «Mimio» соответствует требованиям ФГОС

дошкольного образования.

Также в современном мире крайне актуальна ЛЕГО – педагогика.

ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых педагогических систем,

широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду

обучения и развития ребёнка.

Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и

обучаться в игре.

Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в

дошкольные учрежденья. Дети любят играть в свободной деятельности.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами

и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых

фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более

уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Как известно, применение ЛЕГО способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали

разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,

внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как

анализ, синтез, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики

и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу,

т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу

важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале

с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять

конечный результат работы.)

Основные принципы:

-доступность и наглядность

-последовательность и систематичность обучения и воспитания

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

ЛЕГО развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из

стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти

детское воображение.

В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает

психику ребенка, игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен,

придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели.

Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с воспитанниками

разного возраста и различных образовательных возможностей.

Ассортимент лего разнообразен: детали разного размера, формы и цвета, люди

разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т.д.), транспорт,

различные механизмы и конструкции.

Дети начинают заниматься ЛЕГО — конструированием, как правило, со средней

группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном

этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать

внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные

отношения).

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для

конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных

технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа

крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют

удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические

модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается

гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета,

оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей

с ее нарушениями.

Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию

конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают

элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии

работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления. Лего-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек,

направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме,

способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.

Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую

фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и

любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению

исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать

решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах,

объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают

способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.

Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-

конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология

служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда

происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно

интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с

художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании,

с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

В нашем детском саду в настоящее время функционирует «ЛЕГО — комната».

Мы активно используем инновационные продукты «Mimiо» в тесной взаимосвязи с

лего – конструированием, что позволяет в простой и интересной форме строить процесс

обучения детей. Каждое занятие погружает детей в новую среду, перемещает их в другое

место, позволяет им фантазировать и реализовать свои творческие идеи.

На каждую неделю разрабатывается проект по определенной лексической теме.

Данные проекты используются как элемент непосредственной образовательной

деятельности (логическая игры, игры на развитие памяти и внимания, игры на различные

классификации, проведение физкультурной минутки и т. д.).

На основе взаимосвязи ЛЕГО – конструирования и продуктов «Mimiо» -

технологий осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Физическое развитие;

Интеграция образовательных областей через ЛЕГО — конструирование и

продукты «Mimio».

Образовательная

область

Область применения ЛЕГО -конструирования и

продуктов «Mimio», в соответствии с целевыми

ориентирами ФГОС ДО.

Социально-

коммуникативное

развитие

ЛЕГО и продукты «Mimio»:

Создание совместных построек, объединенных

одной идеей, одним проектом.

развитие общения и взаимодействия ребенка со

взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности

со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным

видам труда и творчества.

Познавательное

развитие

ЛЕГО:

Техническое конструирование – воплощение

замысла из деталей ЛЕГО -конструктора.

формирование первичных представлений о себе,

других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

числе, части и целом, пространстве и времени, движении и

покое, причинах и следствиях и др.).

Продукты «Mimio»:

Развитие способности формировать и группировать

различные предметы, выделять свойства общие для них. Формировать у детей начальные математические

представления.

Речевое развитие ЛЕГО и продукты «Mimio»:

Работа на логопункте с учителем логопедом при

развитии фонетического слуха, понятие синтаксис,

словообразование.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха.

Формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-

эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла

из деталей ЛЕГО -конструктора.

Реализация самостоятельной творческой

деятельности детей — конструктивно-модельной.

Продукты «Mimio»:

Возможность рассматривания большего числа граней

предмета или явления улучшает понимание и запоминание

явлений;

Создание условий для всестороннего художественно-

эстетического развития детей.

Поддержание увлечения детей различными видами

художественно-творческой деятельности.

Физическое развитие ЛЕГО:

Координация движения, крупной и мелкой моторики

Продукты «Mimio»:

Развитие мелкой моторики рук, что благотворно

влияет на развитие речи детей;

Интерактивные технологии «Mimio» позволяют создавать постройки в другой

плоскости, осуществлять работу по схеме, анализировать постройки и т.д.

Пример игр: «Найди лишнюю деталь», «Найди одинаковые детали», «Закончи

постройку», «Построй также», «Исправь ошибку, что перепутали строители» и т. д.

Данные игры помогают детям лучше ориентироваться в многообразии деталей лего,

находить компромиссы (подбирать взаимозаменяемые детали).

Также, интерактивные игры, созданные при помощи технологии «Mimio» развивают

нравственные качества личности (доброту и отзывчивость, вежливость, деликатность,

скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта,

предупредительность и т. д.) через решение проблемных ситуаций, поставленных перед

ними педагогом.

Используя проблемные ситуации у детей развиваются мыслительные операции,

внимание, память, дети самостоятельно находят пути для решения трудных задач.

Примеры ситуаций: На поляне гуляют домашние животные. Раньше у них был дом,

они жили на ферме, но она стала старая, ветхая и разрушилась, теперь у них нет дома. Что

же делать?

Оборудование: интерактивная доска «Mimio», задание на повторение названий

домашних животных, на классификацию животных, голоса животных «Узнай чей голос» и

т.д.

Лего: наборы домашних животных, большие панели, конструктор различных

цветов, различной формы и размеров, хозяйственный инвентарь, муляжи овощей и фруктов

и т. д.

На основе взаимосвязи ЛЕГО и «Mimio» – технологий процесс обучения не теряет

эффект новизны, каждое занятие, превращается в увлекательную игру (путешествие), в течение которой дети получают новые знания и умения. Каждая игра имеет свой сюжет,

развитие которого осуществляют сами дети, тем самым развивают фантазию, воображение

и реализуют свои творческие замыслы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год