Конструирование — как способ приобщения детей, к миру технического изобретательства. |
Итоговые занятия | |||
Автор: Алахвердиева Тамила Раюдиновна | |||
15.11.2022 17:17 | |||
Конструирование — как способ приобщения детей, к миру технического изобретательства. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 г. Выборга» (МБДОУ «Детский сад №13 г. Выборга») ПРОГРАММА дополнительного образования для детей «Конструирование — как способ приобщения к миру технического изобретательства» Руководитель программы воспитатель Алахверднева Тамила Раюдииовна СОДЕРЖАНИЕ: 1. Целевой раздел. 1. 1. Пояснительная записка 1. 2. Цель и задачи Программы
1. 3. Принципы в организации образовательного процесса. 1. 4 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики Возрастные психофизические особенности детей 4-5 лет.
Образовательная деятельность в МДОУ строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развито детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей Программа дополнительного образования «Конструирования» (далее — Программа) направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учетом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребенком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия * — кодструированне в детском саду» Е В Фешнной — М: ТЦ «Сфера-, 2012 г и Папка «Технологические карты X? 1» для создания объемных конструкций с диском, дтя детей младшего и среднегодошкольного возраста, которые начинают работать с конструктором ТИКО. автор Логинова ИВ Данные пособия определяет содержание и организацию дополнительной образовательной конструктивно-модельной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности Реализуется на государственном языке Российской Федерации Образовательная деятельность в МДОУ строится с учетом развитая лично ста, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом нх возрастных н индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношении, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей Программа дополнительного образования «Конструирования» (далее — Программа) направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учетом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребенком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лсго- конструированне в детском саду» Е. В Фешнной — М ТЦ «Сфера», 2012 г и Папка «Технологические карты № 1» дтя создания объемных конструкций с диском, дтя детей младшего и среднего дошкольного возраста, которые начинают работать с конструктором ТИКО, автор Логинова ИВ Данные пособия определяет содержание и организацию дополнительной образовательной конструктивно модельной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности Реализуется на государственном языке Российской Федерации Срок освоения Программы — 1 год. Реализуется в форме кружковой работы технической направленности и охватывает детей с 4-х лет до 5 лет. В программе представлены различные разделы, но основными являются
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная!! исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой — 1 раз в неделю Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности дтя детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут 1. 2. Цель н задачи Программы. Цель:
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО и конструкторе TIIKO. которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты конструлсгоров. тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированною образовательною концепцию. 1. 3. Прниципы и подходы в организации образовательного процесса В основу Программы заложены следующие основные педагогические принципы Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка Принцип научной обоснованности и практической применимости Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. 1. 4. Значимые для разработки н реализации рабочей программы характеристики. Возрастные психофизические особенности детей 4 — 5 лет. У детей, возраста 4-5 лет, усложняется конструирование Постройки могут включать 5-6 деталей Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий Двигательная сфера ребенка характер»! зуется позитивными изменениям»! мелкой и крупной моторнк»! В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развитая, у него начинается активный процесс образного мышления Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет Дета способны упорядочить группы предметов по признака — величине цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина Совершенствуется ориентация в пространстве. Активно развивается образная память и словесная В процессе освоения речи в слушании и воспроизведении литературных произведений В 4 — 5 лет дети называют роль до начала игры Конфликты возникающие в игровой деятельности, чаше всего вызываются распределением ролей кто кем будет Появляются игровые действия. Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, кото] представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижен ребенка ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательскс деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род заняли!, участников г. совместной деятельности, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основным] движениями. может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены,
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и ттравттть ими ребенок способен к волевым усилиям, может следовать соштатьным нормам поведения н правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Основные приемы обучения конструированию. Методы Приёмы (Наглядный 1 Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрапня способов феплення, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Обследование ЛЕГО и ТИК О деталей, которое предполагает подключение 1 различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой. определения пространственных соотношений между ними (на. под слева. справа). Совместная деятельность педагога и ребенка. 1 Непродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма собирание моделей и | конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический Использованbе детьми на практике полученных знаний н увиденных приемов 1 работы Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение я демонстрация образцов, разных вариантов моделей Проблемный Постановка проблемы и поиск решения Творческое использование готовых / заданий (предметов), самостоятельное их преобразование Игровой Использование сюжета игр дтя организации детской деятельности, персонажей / для обыгрывания сюжета, 2. 2. Формы b методы, используемые для реализации Программы. Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая, индивидуальная Виды организации детей: совместная образовательная деятельность, самостоятельная деятельное! детей, взаимодействие с семьями воспитанников Виды детской деятельности Формы работы Двигательная игровые упражнения, Игровая сюжетные игры, развивающие игры, дидактические игры, режиссерские игры Изобразительная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. реализация проектов Коммуникативная беседа, ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; общение и взаимодействие со взрослыми н сверстниками Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице) совместные действия, дежурство, поручение; задания Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице) совместные действия, дежурство; поручение; задания. Познавательно — исследовательская решение проблемных ситуаций, проектирование решения проблемы; моделирование, реализация проекта, познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, задании); исследования объектов окружающего мира; посещение гостей; Конструирование конструирование из различного материала: конструкторы, модули, конструирование по образцу, конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме. 2. 3. Особенности методики обучения Учеоно-воспнтательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятии применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения Данная Программа может помочь педагогам дополнительного образования организовать совместную деятельность в рамках реализации ФГОС ДО Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного материала, методики проведения занятий На занятиях кружка «Конструирования» используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ЗЛ. Матерналыю-техннческое оснащение, оборудование. Совместная деятельность проводятся в групповом помещение, которое соответствуют требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию, развития конструкторского мышления, обеспечена предметно-развивающая среда
Совместная деятельность проводятся в групповом помещение, которое соответствуют требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию, развития конструкторского мышления, обеспечена предметно развивающая среда детские столы, детские стулья, наборы конструктора ЛЕГ О наборы конструктора ТИКО. «Дары Фребеля» наглядные, игровые, раздаточные методические н дидактические пособия, мультимедийные устройства Занятия построены в форме сказок и интересных историй, которые понятны детям. Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои первые шаги в конструировании 3. 2. Структура совместной деятельности.
3. 4. Используемая литература.
|