Конспект интегрированной познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в гончарную мастерскую» |
Интегрированные занятия | |||
Автор: Воронцова Анастасия Олеговна | |||
18.05.2019 22:31 | |||
Конспект интегрированной познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в гончарную мастерскую» Цель: Познакомить детей с новой профессией – гончар, показать ее значимость, расширить представление детей об истории создания глиняных предметов, их функциях. Задачи:
Словарный запас: гончарный круг, гончар, глина, стека, актюбинская игрушка, шеморданская глиняная кукла, пестречинская керамика.
Оборудование: гончарный круг, глина, оборудование для лепки, акриловые краски, кисти. Демонстрационный материал: выставка народных промыслов созданных из глины. Глиняная посуда русских гончаров, мастеров татарского народа, актюбинская игрушка, примеры работ шеморданской глиняной куклы. Раздаточный материал: фартуки для каждого ребенка, инструменты для лепки из глины, кисти (1, 8 размеров), акриловые краски, салфетки, ветошь. Ход занятия. Вводная часть: Воспитатель: Ребята, как и договаривались, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в гончарную мастерскую. Как вы думаете что это? (Ответы детей, если не могут ответить подсказывает). Воспитатель: У меня для вас есть подсказка (подводит к столу с глиной, накрытой платком). Ребята давайте просунем руку под платок и попробуем на ощупь узнать, что под ним. Воспитатель: Как вы думаете что это? Ответы детей. Если дети затрудняются, не знают, педагог говорит: Может это песок, а может тесто? Воспитатель: Это ребята, глина. Какая она? Дети отвечают, используя прилагательные (мягкая, пластичная, твердая, влажная, мокрая). Воспитатель: Ребята, откуда берут глину? Ответы детей. Воспитатель: правильно из недр земли. А для чего нужна глина? Ответы детей. Воспитатель: Глину используют для изготовления посуды, игрушек. Сейчас я приглашаю вас на выставку изделий из глины. Основная часть: Воспитатель: подойдите поближе, посмотрите, что здесь? Дети: посуда, игрушки. Воспитатель: все эти предметы делают из глины. Ребята, посмотрите, чем украшена посуда? Дети: Узорами. Воспитатель: Какие узоры вы видите? Дети: точки, завиточки, волны. Дети подходят, рассматривают, трогают, определяют, для чего нужен тот или иной предмет. Дети: В кувшин можно что то налить, потом разлить по чашам (Называют предметы одним словом: посуда). В Азнакаевском районе в поселке Актюбинск мастера делают вот такие сувениры (обращает внимание на вторую стойку). Называются они актюбинские игрушки. Давайте повторим. Дети: Актюбинские игрушки. Воспитатель: Возьмите любую понравившуюся игрушку, рассмотрите ее. Какая она? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Посмотрите ребята, это актюбинские игрушки, которые мы рассматривали (рассматривают презентацию). Это карта Татарстана со всеми его городами. Посмотрите какая большая наша республика. А какие города Татарстана вы знаете? (Ответы детей) Молодцы, ребята. Вот это поселок Актюбинск, в котором мастера делают игрушки из глины. В специальном цеху их раскрашивают красками. Посмотрите, сколько игрушек сделали мастера. После того как игрушки обсохнут, их отправляют в магазины, где их покупают туристы из разных стран и увозят с собой. Или просто покупают для красоты, для подарка. А вы знаете, как называется мастер, который делает изделия из глины? Ответы детей. Воспитатель: А профессия эта ГОНЧАР. И я хочу вас познакомить с мастером – гончаром. Мастер: Ну, здравствуйте ребята! Я мастер — гончар. Были все эти предметы посуды, игрушки когда-то твердой глиной, камешком, и никому не было от этого никакой радости и пользы. Сухая была, черствая и никому ненужная. Лежала в лесу одна одинешенька. Но вот однажды я нашел ее, и не знал, что же с ней делать. Я даже попробовал нарисовать с помощью глины картину. Посмотрите, как красиво получается. Но пошел дождь и смыл рисунок. Ничего от рисунка не осталось. Я очень расстроился, но заметил, что капельки воды прикасались и прикасались к глине, и мой комочек становился все мягче и мягче (воспитатель показывает детям, мнет глину в руках). И посмотрите я вылепил из нее вот такое чудо. На что похоже? Ответы детей. Мастер: Будем мы теперь с тобой, глина, для всех людей посуду делать, игрушки для детей. Воспитатель. С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями. Работы у них было много, ведь всем нужна посуда. Люди стали называть мастера гончаром. Мастер: А вы попали ко мне в гончарную мастерскую, я расскажу вам кое какие секреты. Этот инструмент называется гончарный круг. (Мастер садится и продолжает лепить на гончарном круге). Это специальная педаль, чтобы крутился круг. Посмотрите и у меня есть вода, чтобы глина меня слушала. Гончарный круг нужен, прежде всего, для центровки изделия, чтобы оно было ровным и устойчивым (показывает способы работы на гончарном круге, и вылепливает чашу). Ребята, я вам сейчас покажу, чем же еще занимаются в гончарной мастерской. В гончарной мастерской есть разные мастера и цеха. Есть цех, в котором вылепливают посуду из глины, создают ее разной формы. Есть цех, в котором покрывают изделие краской. Есть цех, в котором создают узоры на посуде. Я предлагаю вам стать этими мастерами. Возьмите фартуки, они очень необходимы в работе, чтобы не испачкать одежду. И я предлагаю выбрать любой понравившийся цех по работе с глиной. (дети надевают фартуки и рассаживаются по трем столам, каждый куда захочет) 1стол – лепка чаши из глины. Мастер: Ребята, вы выбрали мастерскую по изготовлению посуды из глины. Вспомните, как лепят чашу! Алия, из каких частей она состоит? Алия: донышко, стенки, ручка. Мастер: Молодец. Ребята, скажите с чего вы начнете свою работу? Дети: Скатываем из глины шар, сплющиваем его. Получается дно чашки. Дальше раскатываем глину в цилиндр. Лепим ленту из цилиндра. Расплющиваем и соединяем ее концы. Соединяем кольцо и донышко, излишки срезаем стекой, хорошо заглаживаем. Прикрепляем ручку. 2стол – окрашивание чаши. Мастер: Ребята, вы выбрали мастерскую по окрашиванию глиняных изделий. Ведь до того, как нанести узоры на глиняную чашку, нужно чтобы она имела какой — то цветовой фон. Можете выбрать любые понравившиеся цвета. 3стол – создание узоров на чаше. Мастер: Ребята, вы попали в цех, где нужно создавать различные узоры уже на раскрашенных чашах. Работать нужно тонкой кистью, очень аккуратно. Вспомните ребята, какие узоры вы знаете? Дети: колокольчик –кыңгырау, тюльпан — лалә, трава — яфрак. Мастер: Правильно! Это орнаменты какого народа? Дети: татарского народа. (Воспитатель помогает детям, подсказывает во время выполнения работы) Воспитатель: Ребята, какие замечательные работы у вас получились! Давайте поместим их на полку, где они будут сушиться. Подойдите сюда, рассмотрите, какие красивые узоры сделала Милана. Олеся, скажи, как называется орнамент, который ты изобразила? Олеся: Тюльпан- лалә. Мастер: А посмотрите, какие ровные, красивые чашки сделали Андрей, Салават. (Дети показывают друг другу, что у них получилось, делятся впечатлениями). Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были? Дети: В гончарной мастерской. Воспитатель: Что там делают? Дети: Лепят, раскрашивают, украшают посуду, игрушки. Воспитатель: Из чего делают посуду и игрушки? Дети: Посуду и игрушки делают из глины. Воспитатель: Кто делает эти изделия? Дети: Мастер, гончар. Воспитатель: О каких сувенирах мы сегодня узнали? Дети: Актюбинские игрушки. Воспитатель: Ребята, вам понравилось в гостях у гончара? Дети: Да. Воспитатель: Давайте поблагодарим гончара и попращаемся. Дети: Спасибо, до свидания. Воспитатель: Ребята вы сегодня все молодцы. Спасибо.
|