Интегрированные занятия | |||
Автор: Козлова Марина Викторовна Сергушина Евгения Викторовна Попова Наталья Николаевна Гудкова Людмила Захаровна | |||
26.05.2018 07:27 | |||
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре по сопровождению детей с тяжелым нарушением речи в процессе коррекционно-образовательной деятельности на занятиях по физической культуре
г. Москва Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. А добиться этого можно только при условии тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса. В нашем учреждении есть группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые посещают и дети инвалиды, и дети с задержкой психического развития (ЗПР). Работа с детьми данных групп имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у них имеются вторичные отклонения в развитии. У многих детей есть нарушения мышечного тонуса, легкие парезы, нарушения равновесия и координации движений, недостаточно дифференцирована моторика пальцев рук, что ведет к моторной неловкости, нарушению звукопроизношения, нечеткой, смазанной речи. Дети с тяжелым нарушением речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
В старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, которая неразрывно связано с развитием мозга, где речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее будут достигнуты положительные результаты. Поэтому целью работы является коррекция речи дошкольников с помощью подвижных игр и физических упражнений, направленных на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной). Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Наша задача сделать все возможное для устранения рече-моторных нарушений у воспитанников. Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с тяжелыми нарушениями речи, с задачами развития речи. Для этого при обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающим упражнениям, подвижным играм необходимо стремиться наполнять их коррекционно-речевой составляющей. Одним из современных направлений развития педагогической теории и практики является оптимизация процессов обучения, воспитания, диагностики, коррекции, развития, реабилитации за счет интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель взаимодействия всех участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, родителей. Преемственность и взаимосвязь в работе воспитателя по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов, как по физическому развитию, так и по логопедической работе. Учителем-логопедом и воспитателем по физической культуре изучается состояние двигательных функций каждого ребёнка. Диагностика проводится в начале учебного года по четырём направлениям: общая, мелкая, лицевая, артикуляционная моторика. Результаты обсуждаются совместно и определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы коррекционных занятий. В процессе коррекционной работы по физической культуре с детьми с тяжелым нарушением речи при структуре занятия необходимо обращать внимание на: Общую моторику:
Мелкую моторику:
Дыхательную гимнастику:
Коррекционные упражнения:
Подбор подвижных игр:
Также необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с детьми; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с потребностями их речевого и физического развития. Взаимодействие учителя — логопеда и инструктора по физической культуре, показали, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель по физической культуре на физкультурных занятиях решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Задания и двигательные упражнения на все группы мышц даются в сочетании с речью, что помогает ребенку координировать движения во время артикулирования. Путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, ведется работа по автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка, расширение словарного запаса. Например, по лексической теме «Транспорт» все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены только этой теме и проводятся в игровой форме. Так как в игровой форме новый материал усваивается прочнее и запоминается легче. Вводной части занятия детям можно предложить следующие виды ходьбы и бега:
В заключении упражнение на восстановление дыхания «Надуваем парус у лодки» или «Вращаем пропеллер вертолета» В основной части занятия речевые задания по лексической теме произносит воспитатель группы или учитель-логопед, объясняет упражнения и основные движения воспитатель по физической культуре. Комплекс общеразвивающих упражнений предлагаем провести с обручем, укрепив мышцы, рук, плечевого пояса, спины и живота, ног, а также повторив части автомобиля, правила езды по дорогам города, при этом следим за развитие синхронного взаимодействия между движением и речью, за становление направленного речевого выдоха и автоматизацией поставленных звуков. Комплекс включает в себя следующие упражнения: «Светофор», «Колесо», «Руль», «Мотор», «Кабина», «Кузов», «Педали газ – тормоз», «Машины едут по кочкам» Основные виды движений модно закрепить в эстафетах. Учитель-логопед (воспитатель группы) контролирует правильность ответов, воспитатель по физической культуре четкость выполнения основных движений.
При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей. По теме «Транспорт» мы включаем в занятие игры большой подвижности «Цветные автомобили», «Веселые трамвайчики», «Воробышки и автомобиль», «Грузовики» и игры малой подвижности «Автобус», «Метро», «Машина», которые выполняются под музыку, т.е. логоритмические игры — игры, направленные на развитие моторики и произношения. Речевой материал подбирается учителем-логопедом в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков и программных задач. В основе занятий лежат принципы дидактики: от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей дошкольного возраста, а также с учетом предметно-практической деятельности дошкольника. Предлагая детям с тяжелым нарушением речи, какое – либо физическое упражнение сначала надо его показать, объяснить, разучить и только при многократном повторении можно добиться четкого выполнения упражнения. Поэтому на первых этапах темп снижается, упражнения разучиваются в медленном темпе, так как дети не могут в такт выполнить предложенное задание. Только знакомый и хорошо отработанный материал дети начинают выполнять в нужном темпе. Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах и под музыку, то есть включать в занятия по физической культуре элементы логоритмики. Логоритмика — это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, которые развивают мелкую и общую моторику, повышают мышечный тонус ребенка, вызывают эмоциональный подъем и желание двигаться. Ценность логоритмических игр и упражнений заключается в том, что они:
Стихотворные тексты также нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре способствует сохранению и укреплению здоровья детей, эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы. Все это позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.
|