Наш опыт Почему меня заинтересовала эта проблема - общение и сотрудничество детей взрослых? Работая с детьми уже на протяжении нескольких лет, я, как и многие, считаю, что и детям, и взрослым сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Можно отметить, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к детскому саду. Приходится констатировать то, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связанна с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях.
Скачать презентацию
Можно наблюдать стихийное возникновение у них негативных форм поведения, ненужных конфликтов, как со сверстниками, так и с взрослыми, приходилось наблюдать, как дети стремятся, но часто не умеют, вступать в контакт, выбирать уместные способы общения с друзьями, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая речевой этикет, дослушивать и понимать партнера. Все это послужило поводом для меня заинтересоваться причинами этих проблем, созданием дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения с взрослыми, облегчая тем самым процесс воспитания и обучения в детском саду, более легкого вхождения детей во взрослую жизнь, принятия ими её трудностей. Как известно, в дошкольном детстве познание мира происходит через игру. Е. В. Субботский: "...Если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать игру, привлечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и в "серьезной" деятельности. Игра - это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа". Огромная роль принадлежит здесь и сотрудничеству педагога с родителями, их заинтересованности в актуальности этой проблемы, желании видеть в педагоге своего единомышленника и помощника. Мне с этим очень повезло за 4 года совместной работы, мы очень сдружились с родителями. Приходится проникнуться психологической теорией, ознакомится с новыми технологиями, овладеть психогимнастикой. Особенно меня заинтересовали интерактивные игры и упражнения, разработанные немецким психологом Клаусом Фопелем. В ходе интерактивных игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются совсем не так, как в повседневной жизни. Интерактивное обучение по К. Фопелю – это активное, постоянное взаимодействие между педагогом и ребенком в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития воспитанника, тем самым повышая качество их воспитания и текущий контроль самостоятельной деятельности детей. Интерактивность — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Общие цели интерактивных игр: - помочь ощутить единение с другими (стеснительные, одинокие, пережившие потерю близких, друзей ощущают свою целостность с окружающими); - вселить в детей надежду (надежда - такая установка, которая помогает пережить тяжелое обстоятельство.Когда все в порядке, надежда не нужна, но именно она дает взрослым и детям внутреннюю силу, целеустремленность); - показать детям, что значит – уважение (уважение к ребенку проявляется напрямую, непосредственно в связи с его поведением.Ребенок чувствует, что его уважают, когда его опрашивают и внимательно выслушивают его рассуждения); - учить ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность (научить различать эмоции и мышление, фантазию и истину; научить жить в реальном мире); - принимать решения самостоятельно и в группе (выработать навык обсуждения и анализа разных вариантов решения); - учить детей сочувствию (можем достичь этого – пробудив интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди.Учить ставить себя на их место, понимать и чувствовать их внутренний мир; уважать чувства других людей, различных по национальности и по культуре); - помочь расцвету личности ребенка (нельзя допускать, что бы ребенок ориентировался только на наши требования.Мы должны ему помочь принять его собственные желания и цели); - развивать открытость и мужество выражать свое отношение к другим (побуждать детей давать обратную связь воспитателям и своим сверстникам.Это обеспечивает открытое, искреннее живое общение); - помочь справляться детям со своими страхами и стрессом ( предоставить возможность говорить о неприятных вещах, внимательно выслушивать…); - показать, что можно жить без насилия ( т.е. помочь выразить свои чувства без агрессии и конфликтов, научить контролировать свой гнев, проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме); - достичь баланса между стремлением к личной свободе и близкими отношениями (уменьшить элемент соревновательности); - достичь внутренней гармонии и уравновешенности - развивать чувство юмора (уметь видеть в сложных ситуациях комическое иногда позволить себе просто смеяться и «почудить», показать детям, что жизнь вполне сносна); - развивать сильные стороны своего характера (чем раньше мы начнем развивать навыки сопереживания другим, брать на себя ответственность за свои поступки, тем лучше дети проявят себя в сложных, неоднозначных ситуациях). В своей работе я всегда стремилась создать в группе обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка и для себя лично. Обеспечить достаточно полное удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении со мной, воспитывала у детей стремление к постоянной занятости по интересам, способствовала поддержанию положительного эмоционального состояния. Для меня стало правилом: «Не командовать, а сотрудничать». Мне очень хотелось быть для своих детей другом, дать им понять, что я такая же, как и они, но в силу того, что старше их - больше умею, знаю и понимаю, а чувствую я так же, как они. Как уже было сказано ранее, с интерактивными играми я познакомилась, когда мои дети были уже на пороге выпуска в школу. Этот возраст характеризуется произвольностью поведения и психологических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них важно общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.Детям становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается все делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию с взрослыми. Вместе с педагогам пытается даже проанализировать и объяснить свое поведение. Контакты с взрослыми приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь с взрослыми. Этому способствует: 1) развитие речи, которое у большинства детей достигает такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию; 2) достаточно сформированный внутренний мир в виде знаний и сведений об окружающем, которым стремится поделиться ребенок. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Мои дети способны были уже не только оценивать себя, но и достоинства другого ребенка, соответственно к нему отнестись. В группе произошло уже как бы разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользовались уважением и симпатией сверстников. Они легко вступали с ними в контакт и достаточно свободно общались. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) старались держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагали игру первыми. Возникли симпатии и антипатии, которые глубоко переживались детьми. Эти переживания могли привести к агрессивным, негуманным проявлениям эмоции: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Культура поведения ребенка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей, воспитателей. В лице взрослого ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д.Б. Эльконин, «… образ себя через другого». В трудах К. Фопеля, работе по снятию напряженности, стресса, агрессивности и других негативных проявлений посвящены целые подборки игр. Знакомясь с ними, я отбирала для себя наиболее приемлемые игры, упражнения и использовала их в нужной ситуации. Я сделала подборку такие игры: «Да и нет», «Тух – тиби - дух», «Ворвись в круг», «Отдать приказ», «Король» и другие. Играя в эти игры, мои дети проживали разыгрываемую ситуацию, и с присущей им эмоциональностью и гордостью, имитируя движения, важно входили в образ. Мы разучили новые игры «Головомяч», «Небоскреб», «Картонные башни», «Один и вместе», «Пчелы и змеи», которые способствовали сотрудничеству. Кроме того мы учились всегда анализировать свои чувства, говорить об этом не стесняясь, выслушивать других. Дети еще более проникались чувствами друг друга. У них проявлялись забота, нежность, переживание за партнера. Даже те дети, которые были в ссоре в данный момент или, говоря на детском языке «с которыми не играли», тоже получали свою толику внимания и заботы. А после этого и ссора забывается проще. Конечно, интерактивные игры – это не догма и не волшебная палочка – поиграл и все получилось. Для хорошего общения нужно долго работать помимо этого. Социализация сейчас стоит на первом месте. Но, тем не менее, эти игры позволяют раскрыть личность детей, их внутренний мир, раскрепостить и научить их не только преодолевать трудности, но и радоваться своим успехам и достижениям других, уметь видеть прекрасное и наслаждаться этим миром. Я очень довольна, что открыла для себя мир интерактивных игр и приобщила к ним других. Они просты, приемлемы для проведения в детском саду, не требуют кропотливой подготовки, специального оборудования. Можно использовать материалы, которые имеются в каждом детском саду: одеяло, воздушные шары, мячи разной величины, салфетки, платочки, веревки, подушечки, мелкие игрушки и многое другое. В некоторых играх можно использовать музыку, преимущественно классическую, которая так же благоприятно влияет на детей. И главное, если вы хорошо знаете группу, и вас вдохновляет какая - то игра, есть большая вероятность, что эта игра «сработает». Важным аспектом работы с интерактивными играми в подготовительной группе для меня являлась организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Для некоторых детей детский сад- это единственное место, где они могут спокойно поговорить о своей жизни и пообщаться. Организуя игры в группе, приглашая к беседе и анализу, я предлагаю детям сесть в круг для разговора и поделиться впечатлениями, переживаниями, почувствовать общность многих проблем и своеобразие каждого ребенка. Интерактивные игры использовались мною как отдельный вид деятельности, так и элемент занятия (в начале – для сосредоточения, налаживания контакта, закрепления умений невербального общения, развития чувства близости с другими детьми, преследуя общую цель – двигательное раскрепощение детей, преодоление их пассивности, скованности:«Ласковое имя», «Звезда», «Комплимент», «Скульптура»; в середине - в качестве паузы, отдыха, расслабления, как физ. минутка «Снежинки», «Зеркало», «Через стекло», «Подарок»; в конце – как элемент релаксации, либо достижения апогея эмоций:«Насос и мяч», «Пылесос и пылинки», «Шалтай - Болтай», «Фея сна», «Волны», «Походки», «Факиры», «Каждый спит»). Дети, овладев игрой, просили поиграть ещё и ещё раз. А затем и сами становились организаторами игровой деятельности. Хорошим помощником интерактивные игры были мне в работе по нравственному воспитанию детей. Ведь в умении наладить хорошее общение, пожалуй, не малую роль играет знание вежливых слов, выбранный тон разговора, знание правил поведения в обществе. Теперь у меня новый набор детей. Решение проблемы общения и сотрудничества и сейчас актуально. Я, используя свой опыт, осваиваю новые игры и упражнения, методы и приемы, приемлемые для малышей. Отмечая динамику развития общения, установления доверительных, но требовательных отношений, мы начинаем переходить постепенно к сотрудничеству. Интерактивные игры в младшем возрасте, в основном, направлены на развитие физических качеств. Так же мы расширяем представление о мире звуков. Играя в подвижные игры, дети учатся с удовольствием. Игры дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что – то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со мной. Подвижные игры ориентированы на взаимодействие. Душевная радость тесно связана с телесной, а значит эти игры в равной степени важны для нормального развития ребенка. Мы уже познакомились со многими играми, в которых дети берут на себя образы, в основном животных. Им очень нравится подражать им, имитируя их голоса, движения, повадки. Это игры: «Я кот Мур – Мур», «Леопарды», «Охотники и зайцы», «Летучая рыбка», которые способствуют вовлечению малоактивных, необщительных детей. Ведь в подвижные игры любят играть все. Детям приятно брать на себя роли и не сдерживать эмоции в игре. Это нас очень объединяет, налаживается общение, взаимопонимание, теплеют наши взаимоотношения. О результатах работы с этими детьми говорить пока рано. Но уже сейчас я отмечаю для себя динамику развития нашего общения и сотрудничества, значит, начало положено верное. Вывод очевиден: играть с детьми необходимо как можно больше и чаще. Обычную детскую игру, общение со сверстниками и с взрослыми не может заменить ни видеомагнитофон с мультиками, ни компьютер с диггерами, ни самый замысловатый конструктор. Потому что в игре ребенку необходимо контролировать свое поведение и понимать, что и для чего он делает, стоить общение и понимать других. С нашей помощью ребенок сможет делать что-то не слишком привлекательное ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у него появляется волевое поведение. Ни в коем случае не заставлять его делать то, чего он не хочет! Наша задача здесь не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) свои желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам. Но делать дело ребенок должен сам. Не под нашим нажимом или давлением, а по собственному желанию и решению. Только такая помощь может способствовать становлению его собственных качеств личности. Библиографический список: 1.К. Фопель. Как научить детей сотрудничать? в 4 частях Психологические игры и упражнения. М.: «ГЕНЕЗИС» 1998 г. 2. К. Фопель. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. М.: «ГЕНЕЗИС» 2005 г. 3. К. Фопель. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. М.: «ГЕНЕЗИС» 2005 г. 4. Знакомимся с программой о «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под.ред. О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенковой. М.: 1999 г. 7. С. С. Бычкова. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М.: Издательство «АРКТИ» 2003 г. 8. С. И. Семенако. Учимся сочувствовать и сопереживать. М.: Издательство «АРКТИ» 2003 г. 9. Е. А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Творческий центр «Сфера». М.: 2003 г. 10. В. Н. Романюта. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М.: Издательство «АРКТИ» 2002 г.
|