Современные дети и компьютер |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Хубиян Этери Ашотовна | |||
04.05.2024 19:59 | |||
Современные дети и компьютер Сегодня невозможно представить современную жизнь без компьютера. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в ХХIвеке, очевидна. Приобщение современных детей к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. Дети всегда будут интересоваться компьютером, поскольку это является важной человеческой потребностью – соответствовать технологическому уровню своей эпохи. Компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности, может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. Большинство родителей и педагогов считает, что дети в пять-десять лет должны владеть элементарными навыками общения с компьютером, иначе не достигнут успехов в учебе. Конечно, это удобно родителям: оставить ребенка наедине с экраном, высвободив себе тем самым минутку тишины и спокойствия. Между тем, длительное нахождение за монитором может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Не хочется говорить о том, что суперсовременным электронным играм нет места в жизни ребенка, но то, что они должны занимать минимум игрового времени, мне кажется целесообразным и правильным. По рекомендациям врачей продолжительность занятий за компьютером для детей 5-6 лет составляет не более 15-20 минут, для детей 7-9 лет – 30 минут. В середине занятия желательно делать паузы и проводить гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз (4-5 лет) Лучик солнца Лучик, лучик, озорной, поиграй-ка ты со мной (моргают глазками). Дождик Дождик, дождик, пуще лей (смотрят вверх). Капай, капай, не жалей (смотрят вниз). Ветер Ветер дует нам в лицо (часто моргают веками), закачалось деревцо (поворачивая голову, смотрят вправо-влево). Послушные глазки Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (закрываем оба глаза). Вверх поднимем, глянем вниз (смотрят вверх, вниз). Гимнастика для глаз (6-9лет)
Маленькие дети требуют внимания к себе, иногда начинают капризничать и манипулировать родителями с тем, чтобы им уступили. Порой доходит до истерик. Чтобы справится с истериками, ребенку нужен не гаджет, а помощь невролога, нейропсихолога. В раннем возрасте механизмы торможения и возбуждения еще слабо развиты, и это нормально. Но если появляется безудержная активность, то она может указывать на неврологические проблемы (чаще на сенсорном уровне) или быть маркером минимальных мозговых дисфункций (ММД). Таким детям не хватает ощущений от органов чувств, в том числе вестибулярного аппарата и тактильного восприятия. Самостоятельно можно помочь ребенку простыми нейропсихологическими упражнениями с синхронной работой обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание; играми на нейродосках, балансире или вестибулярной дорожке. Ежедневные занятия по 15-20 минут приведут к успеху. Существует теория игровой динамики – процесс по усложнению правил. Все компьютерные игры построены по одному и тому же принципу: человек преодолевает определенную сложность и получает вознаграждение: очки, баллы, переход на другой уровень. И это детей притягивает! Убрал комнату, сделал уроки – 15 минут игры в компьютере в качестве награды! Бессмысленно запрещать ребенку пользоваться гаджетами. Если ребенок часами проводит время у компьютера, значит что-то мы делаем не так. Может мало общаемся с ребенком, и он ищет общения в соцсетях? Может мы сами часами проводим время со смартфоном, чем подаем пример ребенку? А может ему неинтересно то, чем он занимается, поэтому ему комфортнее и увлекательнее находится в виртуальном мире? Или ребенок чего-то недополучает в реальной жизни — ощущение своей значимости, ощущение победы? Ограничивайте общение ребенка с компьютером и контролируйте этот процесс. Прямые запреты и ограничения далеко не всегда эффективны, а порой делает только хуже. Иногда подобные меры ведут к потере доверительного контакта с ребенком и ухудшению отношений. Кроме того, просто отключив интернет или забрав смартфон, вы только расстроите или разозлите ваше чадо. Если вы запрещаете или отбираете гаджет, нужно предложить альтернативу. Что же делать, чтобы отвлечь ребенка от монитора? Есть огромное количество беспроводных игр, в которые можно играть вдвоем и втроем, и даже целой командой. Игра является лучшим способом для дошкольников и младших школьников познать себя, друг друга и окружающий мир. Как же установить зону без проводов? Купите ребенку разнообразные игрушки (мячи, кубики, развивающие и познавательные игры). Побуждайте ребенка играть в игры, которые приносят удовольствие: рисование, рукоделие, творческие занятия и другие. Сделайте так, чтобы в ваш дом приходили другие дети. На своей территории проще следить за тем, во что играет ваш ребенок. Во время игры не сидите над ребенком. Просто покажите, как можно играть в ту или иную игру. Когда детки подрастут, можно составить план семейных электронных игр. Именно взрослые решают сколько времени проводить за такими забавами каждую неделю. Вы лучше знаете, что подходит вашей семье. Раз в месяц (или неделю) проводите вечер семейных игр. Продемонстрируйте ребенку интересные занятия, и тогда он сам ограничит время, проводимое у экрана. Нужно помнить, что привычки и предпочтения, заложенные в раннем возрасте, проявляются в юности и остаются на всю жизнь. Позволяйте ребенку больше времени проводить за игрой, ибо клетки мозга, которые активизируются во время игры, активны в радостные и счастливые моменты в жизни. Примеры домашних игр Самодельный пазл. Вам понадобится4-6 фотографий животных, растений, детей из журналов и ножницы. Разрежьте каждую картинку на 6-8 частей и положите в разные коробочки или пакетики. Попросите ребенка собрать пазлы. Открытка. Вам понадобится набор цветной бумаги, маркеры, клей, блестки, ленточки, пуговицы, чистый конверт. Разрежьте каждый лист цветной бумаги на две части. Половинки сложите пополам, чтобы получились стандартные заготовки для открыток. С помощью маркера, клея, блесточек, ленточек и пуговиц ребенок украшает внешнюю сторону каждой открытки. На развороте можно написать буквы, цифры или что-нибудь нарисовать. Внизу ребенок может написать свое имя. Остается поместить открытку в конверт и подарить бабушке, брату или сестре, другу. Играем с тестом. Дети любят играть с песком. Дома это может быть обычное тесто. Для создания шедевров подойдут любые предметы, которые можно отпечатать в тесте: вилка, расческа, пуговицы, шумовка, деревянные прищепки, формочки для теста, крышки для баночек и т.д. Раскатайте тесто, и дайте вашему ребенку волю для фантазий. Разноцветные макароны. Вам понадобится крупные сырые макароны или рожки, метровый шнурок, цветные краски. Поставьте на стол миску, наполненную макаронными изделиями. В каждый рожок нужно продевать шнурок дважды (для фиксации). Помогите ему связать концы, чтобы получились длинные бусы. Для яркости раскрасьтемакароны красками в разные цвета. Электронные игры ограничивают воображение, потому что они имеют определенный набор команд. Когда ребенок рисует, красит, строит и изобретает, он занимается творчеством, которое дает неограниченные возможности для развития воображения. Он строит свой мир, приобретая тем самым уверенность в себе. Желаю удачи и творческих успехов вам и вашим детям! Используемая литература Бобби Коннер «710 способов оторвать ребенка от компьютера и телевизора», Минск, 2009г М.И. Степанова «Правила безопасного общения с компьютером». Дошкольная педагогика. Апрель 2010г Картотека гимнастики для глаз по ФГОС
|