«Робомышь» как средство закрепления знаний детей дошкольного возраста. |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Вишнякова Ольга Михайловна Савушкина Екатерина Александровна | |||
24.02.2024 13:32 | |||
«Робомышь» как средство закрепления знаний детей дошкольного возраста. «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать» — Стив Джобс. Давайте разберемся в данных понятиях: Основа программирования — алгоритмика. Алгоритмика — это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм — это набор действий, который нужно выполнить для достижения какого-либо результата. Одна из важнейших задач современного образования в целом – это воспитание и развитие функционально грамотного человека. И, конечно, она актуальна для дошкольного образования! «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребёнок должен обладать:
Так как современные дети живут в эпоху информационных технологий, активной цифровизации и роботостроения. С самого рождения дети сталкиваются с современными устройствами, разнообразными гаджетами, что естественно вызывает у них живой интерес. Но, к большому сожалению, дети умеющие работать с гаджетами не всегда используют их во благо своему здоровью и развитию. Задача нас взрослых направить детские интересы по взаимодействию цифровыми ресурсами в правильное русло, создать все необходимые условия для воспитания и всестороннего развития ребёнка; воспитания и развития ребёнка, который бы легко адаптировался в любых жизненных ситуациях и находил нестандартные решения, был инициативным, активным, был способен решать разнообразные творческие задачи. Мы, взрослые, должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребёнок-дошкольник, скорее всего, попадёт в информационное цифровое пространство. Поэтому мы решили внедрить в обучение и развитие своей группы старшего дошкольного возраста программируемую игрушку Робомышь. Актуальность ее в свете ФГОС очень значима, так как они:
Всю свою работу мы выстраивали, основываясь на следующие принципы:
Что такое Робомышь? Это программируемый настольный мини-робот, с помощью данного устройства взрослые и дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания. Сложно ли управлять данным устройством? Если вы нажимаете кнопку «Вперед», то робот продвигается вперед на один шаг (12. 5 см). При включении кнопки «Назад», «мышка» отодвигается на один шаг (12. 5 см) назад. При использовании «Поворот налево на 90» и «Поворот направо на 90» мышка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90. Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы действий для робота. Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание детей и делая игру ярче. Работа с робомышью начинается всегда с команды «очистить» — кнопка желтого цвета, иначе наша мышка запомнит и старую программу и новую. Затем с помощью стрелок задаётся маршрут. После установки устройства на отправную точку, нажимаем кнопку «Старт» — зеленая кнопка. К Робомыши авторы разработали тематические поля такие как – остров, космос, улица. Вначале нашей работы, мы создавали на ватмане также сюжетные поля. Но перед нами встал вопрос, как создать универсальное поле, на котором можно было выполнять разные задания по всем образовательным областям? Для детей называть Робомышь очень тяжело, и мы вместе с детьми подумали и решили, что наш мышонок похож на Мышонка Пика из рассказа В. Бианки, который был очень любознательный. Начинать работу пришлось с нуля, потому что практического материала очень мало. На первом этапе работы мы познакомили детей с понятиями «алгоритм», «программирование», «маршрут», «шаг», «последовательность действий», дети познакомились с робомышью, узнали о её функциях, выкладывали маршруты движения с помощью карточек – указателей, запоминали функции каждой карточки – указателя. Для этого создали карточки с клеточками для выкладывания маршрута, пробовали с детьми выкладывать маршрут на интерактивной доске. На втором этапе мы совместно пробовали задавать робомыши небольшие алгоритмы. В игровой форме дети (по подгруппам, индивидуально) учились азам в управлении роботом и создании простейших задач для какого-либо действия робомыши. Следующим шагом стало включение робомыши в образовательную деятельность: дети перешли к самостоятельному программированию; выполняли предложенные задания с робомышью на специальных полях, разработанных нами самостоятельно. Эти поля сделаны из тонкого пластика, разметка квадратов на полях нанесена с помощью самоклеящейся пленки в соответствии с разметкой движения мыши – 12, 5 см. Вначале детям предлагались индивидуальные поля с небольшим количеством квадратов, для легкого запоминания при построении алгоритмаи выполнения решения задания. Для командной работы изготовлены поля с большим количеством квадратов. К данным полям разработаны картотеки игр – заданий с карточками по разным образовательным областям. Значимость разработанных материалов – это их огромные функциональные возможности и хранение в виде картотеки. Вашему вниманию представляем разработанные задания: по ОО Речевое развитие
С помощью робомыши дети в индивидуальной работе узнавали новые знания или закрепляли полученный ранее материал на занятиях. Так жеиз карточек – заданий предлагали воспитанникам самостоятельно подготовить тематические поля по тем темам и вопросам, которые их интересуют, и дети с удовольствием откликнулись. Для подготовки каждого поля они придумывали сюжет, по которому нужно будет выстроить маршрут, и использовали заранее подготовленные иллюстрации или рисовали их сами на пустых белых квадратах. В своей работе мы отметили «пять эффектов использования Робомыши»:
Включение в образовательный процесс робомыши позволило нам организовать работу с детьми гораздо интереснее и увлекательнее. Дети стали активнее включаться в рабочий процесс как при организации занятий, так и в режимных моментах, как в индивидуальной деятельности, так и совместной деятельности с детьми и взрослыми. Практическая часть: 1. Дидактическая игра «Бабочки на полянке» Предлагаем мышке, помочь бабочка найти свои цветки. Участники переходят за стол, где находится поле, на котором выставлены цветы, к которым приклеены картинки с цифрами. Вы узнаете, где цветок каждойбабочки, решив пример. Участникам предлагается вытянуть любую «бабочку» с примером. Своего мышонка выставляете на ту дорожку, где номер на цветке совпадает с вашим ответом. Программируете путь мышонка так, чтобы он оказался на той клетке, где находятся верные цветы с ответом. 2. Связная речь. Игра «Прогулка по зоопарку» Цель: создать условия для речевого развития детей, развития логического мышления, коммуникативных навыков и пространственной ориентации. Необходимое оборудование: мини-робот «Робомышь», тематические карточки с животными, карточки с загадками. Ход игры Ведущий рассказывает детям, что Мышка решила посетить зоопарк, но, к сожалению, она ничего не знает про животных. Детям предлагается выступить в роли экскурсоводов. Ведущий задает детям загадки про животных. Ребёнок, отгадавший загадку, должен проводить Мышку до этого животного и рассказать о нём. Загадки: Посмотрите, детвора, в клетке топает гора. Это серый чужестранец. Он индус иль африканец. Зверь трубит из клетки гулко, хоботом хватает булку. (Слон) Полюбуйтесь поскорей! Перед вами — царь зверей, Всколыхнулась чудо-грива, шелковиста и красива. (Лев) Вот лошадки, все в полосках, Может быть, они в матросках? Нет, они такого цвета. Угадайте, кто же это? (Зебры) Этот зверь похож на глыбу, Ловко лапой ловит рыбу. (Белый медведь) С виду грозный этот зверь, но не злобный он, поверь. На носу огромный рог. Кто же это? (Носорог) С длинной шеей великан — житель африканских стран. Не поместится зверь в шкаф. Как зовут его? (Жираф) Этот мишка бело-черный. Он доверчивый, незлобный. Очень редко встретишь, правда, мишку по прозванью... (панда)
|