Особенности организации обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста с использованиемсовременных компьютерных технологий. |
Занятия по ИКТ с детьми | |||||||
Автор: Прокопенко Ольга Валерьевна | |||||||
15.09.2023 11:13 | |||||||
Особенности организации обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста с использованиемсовременных компьютерных технологий. Прокопенко О.В. учитель-логопед МОУ СОШ №31 (дошкольное отделение) Г.о. Подольск Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера и иных электронных ресурсов.
Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии. Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными. Важно видеть, что изучение компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом функций, влияющих на формирование картины мира ребенка. Перечислим некоторые из этих функций, которые можно вычленить при анализе процесса изучения компьютерных технологий дошкольниками. Познавательная функция. Знакомство с компьютерными технологиями открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу. Кроме того, у детей формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление узнать новые возможности компьютерных технологий. Обучающая функция. Изучение компьютерных технологий развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желаемый результат, умение выстраивать логические цепочки, позволяющие достичь желаемого результата, умение сравнивать и объяснять. В процессах ознакомления с компьютерными технологиями у детей формируются и расширяются математические (в том числе, геометрические) представления, представления о цветовой палитре и технике получения изображений. Кроме того, дети осваивают специфическую терминологию, расширяя свой словарный запас. Развитие личности ребенка идет через его собственную деятельность по освоению действительности. Использование знаний и умений, полученных в игровой компьютерной среде, приводит к их актуализации, а желание играть ‒ к мотивации их приобретения. При выполнении учебной программы занятий с детьми дошкольного возраста важно добиться, чтобы ими был совершен переход от подражания, как самого простого проявления активности, к самостоятельным способам деятельности. Коммуникативная функция. Особое значение изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать в коллективе. Развитию этой функции служат работы в группах, сетевые технологии. Воспитательная функция. Работа под руководством преподавателя, необходимость выполнять его указания дисциплинирует детей, и готовит их к обучению в школе. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, педагогам, любовь к своей стране, своему народу. Регулятивная функция. Осознание значимости, престижности владения компьютерными технологиями формирует социальные чувства, влияет на осознание детьми своей полезности обществу, облегчает принятие ими норм поведения в обществе и законов государства, а поэтому осуществляет регулятивную функцию, т.е. регулирует поведение будущих активных членов общества, их отношений друг к другу. Культурная функция. Развивая сознание детей, их чувства, способность к воображению, расширяя их знания, изучение компьютерных технологий, способствует развитию умения создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру. Частью культуры будущих жителей нового информационного общества является информационная культура, отличительной частью которой является особый операционный стиль мышления. Престижная функция. Владение компьютерными технологиями является важным показателем статуса ребенка в коллективе, влияет на развитие самоуважения, оказывается фактором престижа. Прогностическая функция. Изучение компьютерных технологий подготавливает детей к встрече с будущим — с новым обществом, новыми возможностями компьютерной техники, новыми открытиями в науке, новыми видами деятельности и новыми людьми. Эти функции важны и по другой причине. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Происходит это зачастую болезненно и сопровождается определенными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наличие обратной связи между учебной программой и ребенком, обязательность выполнения требований, заложенных в программу, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход от игровой к учебной деятельности. Средства ИКТ в ОО:
Как же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
Преимущества компьютера:
Применение ИКТ Применение ИКТ
Особенности организации обучения детей дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Конкретные практические навыки обращения с компьютером, которые должны быть усвоены детьми на занятиях, многообразны и многочисленны, поэтому полезно провести их определенную систематизацию. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия.
В тоже время в результате работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
Требования к компьютерным программам ОО:
Классификация программ:
Ошибки при использовании ИКТ:
Вывод: Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Список литературы:
|