Цифровая эволюция. Влияние гаджетов на развитие ребенка дошкольного возраста. |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Голубева Екатерина Владимировна | |||
11.09.2022 07:35 | |||
Цифровая эволюция. Влияние гаджетов на развитие ребенка дошкольного возраста. Справочно: Гáджет (англ. gadget) – приспособление, устройство, предназначенное для облегчения жизни. (ru. m. wikipedia. org) Давайте вспомним как рос ребенок дошкольного возраста (1-6 лет) ХХ века. Если опустить период младенческого возраста до 1 года, то выглядело наше детство примерно одинаково. Ребенок находится на руках у родных людей, ползает, играет на полу или в манеже пока мама варит суп. Поплакать разрешается, ибо мама варит суп! Ребенок активно передвигается по квартире, стукается головой о тумбочки и столы, делит игрушки с кошкой (собакой) и знает, для чего ей зубы. Знает на вкус все карандаши, а если повезло, то и фломастеры, заправленные папиным тройным одеколоном. Затертые до дыр детские книжки со стихотворениями и Денискиными рассказами, пластилин и металлический конструктор, к которому нужно приложит недюжую силу, чтобы закрутить гаечку на колесике. Телевизор – он тоже есть и к нему в семье особое отношение, а если он показывает на выходных «Ну, погоди!», то еще и трепет.
Улица – это отдельная история. Самозабвенно поковыряться лопаточкой, а то и просто палкой в песке или грязи, пробежаться по лужам и шлепнуться туда же в промокаемых штанишках, попробовать на вкус кислющую рябину, догнать дворовую кошку – это только начало. Потом поездки на дачу на перекладных автобусах и это почти как кругосветное путешествие. А самое интересное, это когда мужчины у гаража чинят автомобиль, сколько там винтиков, шпунтиков и они манят к себе детвору со всего двора как заколдованные. А вечером ребенок с зелеными коленками, вымотанный и наполненный отключается между очередным «почему» и «мам, почитай». И мир такой большой, интересный и по-настоящему волшебный. Век XXI. Перезагрузка. Жизнь до 1 года практически та же, но разве что у мамы меньше хлопот (спасибо машинке-автомату и памперсам), но много тревоги. Очень много. А дальше эта самая тревога пристегнула ребенка к стульчику для кормления, к коляске, к самой слинго-маме, в конце концов. Ползает в безопасной среде: на дверцах фиксаторы, на углах силикон, супербезопасные умные игрушки и развивашки. О том, чтобы поползать во дворе и речи быть не может – опасно, заразно, что скажут окружающие. Одним словом, ребенок ограничен в своей исследовательской деятельности. Он не грызёт, не обливается, не падает, не разбивает. Комфорт и тишина. Даже передвижение в пространстве только в машине. Пристегнув ребенка к автокреслу, стоя в пробке мы выясняем, что ему безумно скучно. И тут на арену выходит он – СПАСИТЕЛЬ — айфончик с любимой игрой. В любой непонятной ситуации он выручит, отвлечет от мамы, у которой свои дела и от папы, которому недосуг. Всегда и везде: очередь в поликлинике, метро, да и просто любая ситуация, в которой ребенок испытывает дискомфорт. А еще гаджет это рабочий инструмент в ситуации, при которой нужно быстро «договориться»:
Экран заменил уставших родителей. Однако, этот кажущийся безобидным помощник родителей таит в себе очень коварные последствия. Начнем с самого простого. Физическое развитие. В первую очередь страдает зрение. При непрерывном всматривании в монитор на протяжении более чем 20 минут, через полгода острота зрения у ребенка дошкольного возраста начинает снижаться и приводит к сухости глаз и близорукости. Далее напряжение мышц шеи и спины, не расслабляющиеся во время длительной игры сухожилия рук, а в частности кистей и больших пальцев приводят к скованности, нарушению осанки и, как следствие, нарушению мозгового кровообращения. Сложности в развитии речи. Если рассматривать эту проблему в условиях группы детского сада и провести небольшой сравнительный анализ показателей в диапазоне хотя бы 10 лет, то мы увидим, что дети одной и той же возрастной группы снизили ряд показателей в пределах 10%, и это очень много. Казалось бы, дети смотрят видеоролики и мультфильмы, слышат ту же речь, но проблема в том, что эта речь фоновая, а мозг ребенка включается исключительно на обращенную. А как мы понимаем, в семье где тихо и комфортно поговорить то особо и не с кем. Поэтому дети предпочитают молчать и высказывать свои потребности жестами, вскриками, эмоциональными вспышками. Живая разговорная речь с ребенком это лишь вершина внутренней речи ребенка, которая является средством мышления, развития воображения и овладения собственным поведением. Во внутренней речи есть все, что помогает ребенку осознавать себя личностью и формировать свое отношение к происходящему. И если нет этой самой речи, то ребенок задает взрослому мало вопросов. Родителям это удобно, хотя на самом деле должно волновать. Дефицит внимания. Такая уже слегка приевшаяся формулировка таит в себе большую глубину. Ранее это был практически диагноз. На самом деле, и сейчас есть такие дети, которых природа «одарила» шилом, и которых не остановить дольше чем на 2 минуты. Но на сегодняшний день, мы взрослые, сами награждаем своих детей этим синдромом, вздыхая при этом: «ну что за дети, им ничего не интересно». Как это работает? Все очень просто, дети с малых лет перестали добывать, что называется, в бою интересующую их информацию. Самое любимое занятие детей прошлых лет чтение и рассматривание художественной литературы для современных ребят превратилось в натуральную пытку. Они не способны сконцентрировать свое внимание на чьем-то чтении дольше 3-5 минут, потому что им становится скучно. Нет воображения, полета фантазии, потому что нет ярких мелькающих картинок. Слышимая речь воспринимается урывками, отдельными предложениями, смысл текста ускользает. У них нет внутренних ресурсов на изобретение внутреннего сказочного мира, и как один из факторов, указывающих на разрастание внутренней пустоты – отсутствие терпеливости, раздражительность, и как следствие, агрессия. Конечно, не все так мрачно, и не у всех детей мы наблюдаем все вышеперечисленные проблемы в полном спектре, но тенденция есть и она очень хорошо прослеживается. Наша задача, как педагогов дошкольного образования, не напугать родителей «страшилками», а ухватить истоки проблематики и вовремя откорректировать ситуацию. Ведь механизм зависимости детей от гаджетов не так сложен. В начале это всего лишь зацикленность на восприятии экранного изображения. Малыш не вникает в суть происходящего, ему нужно чтобы мелькало, вертелось и шумело как крутящееся белье в стиральной машинке: смысла мало, но очень завораживает. И в нежном возрасте, когда внутренний мир ребенка только формируется, важно позволять внешним факторам влиять на него очень дозированно. Конечно, можно посмотреть с ним мультфильм, но порционно, с обязательным осмыслением увиденного. Экран гаджета должен быть источником нужной информации, а не хозяином ребенка. И, пожалуй, самое главное, что не позволит впасть ребенку в зависимость от гаджетов, это не дать смартфону быть умнее, веселее и любимей мамы и папы. С нами им должно быть интереснее.
|