Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Цифровая эволюция. Влияние гаджетов на развитие ребенка дошкольного возраста.
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Голубева Екатерина Владимировна   
11.09.2022 07:35

Цифровая эволюция. Влияние гаджетов на развитие ребенка дошкольного возраста.Цифровая эволюция. Влияние гаджетов на развитие ребенка дошкольного возраста.

Справочно: Гáджет (англ. gadget) – приспособление, устройство, предназначенное для облегчения жизни. (ru. m. wikipedia. org)

Давайте вспомним как рос ребенок дошкольного возраста (1-6 лет) ХХ века. Если опустить период младенческого возраста до 1 года, то выглядело наше детство примерно одинаково. Ребенок находится на руках у родных людей, ползает, играет на полу или в манеже пока мама варит суп. Поплакать разрешается, ибо мама варит суп! Ребенок активно передвигается по квартире, стукается головой о тумбочки и столы, делит игрушки с кошкой (собакой) и знает, для чего ей зубы. Знает на вкус все карандаши, а если повезло, то и фломастеры, заправленные папиным тройным одеколоном. Затертые до дыр детские книжки со стихотворениями и Денискиными рассказами, пластилин и металлический конструктор, к которому нужно приложит недюжую силу, чтобы закрутить гаечку на колесике. Телевизор – он тоже есть и к нему в семье особое отношение, а если он показывает на выходных «Ну, погоди!», то еще и трепет.

 

Улица – это отдельная история. Самозабвенно поковыряться лопаточкой, а то и просто палкой в песке или грязи, пробежаться по лужам и шлепнуться туда же в промокаемых штанишках, попробовать на вкус кислющую рябину, догнать дворовую кошку – это только начало. Потом поездки на дачу на перекладных автобусах и это почти как кругосветное путешествие. А самое интересное, это когда мужчины у гаража чинят автомобиль, сколько там винтиков, шпунтиков и они манят к себе детвору со всего двора как заколдованные.

А вечером ребенок с зелеными коленками, вымотанный и наполненный отключается между очередным «почему» и «мам, почитай». И мир такой большой, интересный и по-настоящему волшебный.

Век XXI. Перезагрузка. Жизнь до 1 года практически та же, но разве что у мамы меньше хлопот (спасибо машинке-автомату и памперсам), но много тревоги. Очень много. А дальше эта самая тревога пристегнула ребенка к стульчику для кормления, к коляске, к самой слинго-маме, в конце концов. Ползает в безопасной среде: на дверцах фиксаторы, на углах силикон, супербезопасные умные игрушки и развивашки. О том, чтобы поползать во дворе и речи быть не может – опасно, заразно, что скажут окружающие. Одним словом, ребенок ограничен в своей исследовательской деятельности. Он не грызёт, не обливается, не падает, не разбивает. Комфорт и тишина. Даже передвижение в пространстве только в машине. Пристегнув ребенка к автокреслу, стоя в пробке мы выясняем, что ему безумно скучно. И тут на арену выходит он – СПАСИТЕЛЬ — айфончик с любимой игрой. В любой непонятной ситуации он выручит, отвлечет от мамы, у которой свои дела и от папы, которому недосуг. Всегда и везде: очередь в поликлинике, метро, да и просто любая ситуация, в которой ребенок испытывает дискомфорт.

А еще гаджет это рабочий инструмент в ситуации, при которой нужно быстро «договориться»:

  • послушание (сделаешь – дам поиграть)
  • наказание (баловался – лишен айпада)
  • манипуляция (будешь капризничать – отберу планшет)
  • задает неудобные вопросы – возьми поиграй, дай отдохнуть
  • беспроигрышный вариант подарка к празднику
  • стимул к достижениям (закончишь четверть без троек – купим новый телефон)

Экран заменил уставших родителей. Однако, этот кажущийся безобидным помощник родителей таит в себе очень коварные последствия. Начнем с самого простого.

Физическое развитие. В первую очередь страдает зрение. При непрерывном всматривании в монитор на протяжении более чем 20 минут, через полгода острота зрения у ребенка дошкольного возраста начинает снижаться и приводит к сухости глаз и близорукости. Далее напряжение мышц шеи и спины, не расслабляющиеся во время длительной игры сухожилия рук, а в частности кистей и больших пальцев приводят к скованности, нарушению осанки и, как следствие, нарушению мозгового кровообращения.

Сложности в развитии речи. Если рассматривать эту проблему в условиях группы детского сада и провести небольшой сравнительный анализ показателей в диапазоне хотя бы 10 лет, то мы увидим, что дети одной и той же возрастной группы снизили ряд показателей в пределах 10%, и это очень много. Казалось бы, дети смотрят видеоролики и мультфильмы, слышат ту же речь, но проблема в том, что эта речь фоновая, а мозг ребенка включается исключительно на обращенную. А как мы понимаем, в семье где тихо и комфортно поговорить то особо и не с кем. Поэтому дети предпочитают молчать и высказывать свои потребности жестами, вскриками, эмоциональными вспышками. Живая разговорная речь с ребенком это лишь вершина внутренней речи ребенка, которая является средством мышления, развития воображения и овладения собственным поведением. Во внутренней речи есть все, что помогает ребенку осознавать себя личностью и формировать свое отношение к происходящему. И если нет этой самой речи, то ребенок задает взрослому мало вопросов. Родителям это удобно, хотя на самом деле должно волновать.

Дефицит внимания. Такая уже слегка приевшаяся формулировка таит в себе большую глубину. Ранее это был практически диагноз. На самом деле, и сейчас есть такие дети, которых природа «одарила» шилом, и которых не остановить дольше чем на 2 минуты. Но на сегодняшний день, мы взрослые, сами награждаем своих детей этим синдромом, вздыхая при этом: «ну что за дети, им ничего не интересно». Как это работает? Все очень просто, дети с малых лет перестали добывать, что называется, в бою интересующую их информацию. Самое любимое занятие детей прошлых лет чтение и рассматривание художественной литературы для современных ребят превратилось в натуральную пытку. Они не способны сконцентрировать свое внимание на чьем-то чтении дольше 3-5 минут, потому что им становится скучно. Нет воображения, полета фантазии, потому что нет ярких мелькающих картинок. Слышимая речь воспринимается урывками, отдельными предложениями, смысл текста ускользает. У них нет внутренних ресурсов на изобретение внутреннего сказочного мира, и как один из факторов, указывающих на разрастание внутренней пустоты – отсутствие терпеливости, раздражительность, и как следствие, агрессия.

Конечно, не все так мрачно, и не у всех детей мы наблюдаем все вышеперечисленные проблемы в полном спектре, но тенденция есть и она очень хорошо прослеживается. Наша задача, как педагогов дошкольного образования, не напугать родителей «страшилками», а ухватить истоки проблематики и вовремя откорректировать ситуацию. Ведь механизм зависимости детей от гаджетов не так сложен. В начале это всего лишь зацикленность на восприятии экранного изображения. Малыш не вникает в суть происходящего, ему нужно чтобы мелькало, вертелось и шумело как крутящееся белье в стиральной машинке: смысла мало, но очень завораживает. И в нежном возрасте, когда внутренний мир ребенка только формируется, важно позволять внешним факторам влиять на него очень дозированно. Конечно, можно посмотреть с ним мультфильм, но порционно, с обязательным осмыслением увиденного. Экран гаджета должен быть источником нужной информации, а не хозяином ребенка.

И, пожалуй, самое главное, что не позволит впасть ребенку в зависимость от гаджетов, это не дать смартфону быть умнее, веселее и любимей мамы и папы. С нами им должно быть интереснее.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год