Педагогический проект: «Программируемый робот «Bee-bot» как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Кардаполова Екатерина Сергеевна | |||
07.09.2022 17:25 | |||
Педагогический проект: «Программируемый робот «Bee-bot» как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» Выполнила: Кардаполова Екатерина Сергеевна, воспитатель МАДОУ детский сад №1 «Карусель», кв. кат. СЗД; педагог-наставник: Комина Наталия Николаевна, педагог-психолог, ВКК Где нет простора для проявления способности, там нет и способности. Фейербах Л. Актуальность: STEM – образование является эффективным средством, объединяющим естественные науки, технологию, инженерию, математику для развития интеллектуальных способностей. В один из модулей STEM — образования входит умная пчелка — программируемый робот «Bee-Bot».
Цель: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах образовательной деятельности с использованием программируемого робота «Bee-Bot». Задачи: способствовать формированию пространственных представлений – точка отсчета от себя: (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади) совершенствовать формирование умений ориентироваться на плоскости способствовать развитию познавательных процессов (внимания, мышления, памяти). создавать условия для умения составлять простые и сложные алгоритмы и способность самостоятельно решать творческие задания (занимательные, игровые и практические) совершенствовать познавательную сферу детей информацией через использование программируемого робота «Bee-Bot». способствовать воспитанию интереса к процессу познания, желание преодолевать трудности, интеллектуальную культуру личности на основе познавательной деятельности. Объект исследования:Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников Предмет исследования: Игровые приёмы с программируемым роботом «Bee-Bot» как средство развития познавательной активности интеллектуальных способностей старших дошкольников в НОД. Гипотеза: Если создать необходимые условия, способствующие развитию пространственного мышления и познавательной активности, то у детей старшего дошкольного возраста повысится уровень интеллектуальных способностей. Ожидаемый результат по окончанию проекта: Для детей:
Для педагогов: Расширят знания и практические умения по использованию программируемого робота «Bee-Bot» на занятиях. Для родителей: Вовлечение родителей к созданию условий для интеллектуального развития детей. Этапы реализации проекта1этап – подготовительный;2 этап – основной;3 этап – заключительный. План проекта На I подготовительном этапе:
II Практический этап осуществлялся:
III Этап Заключительный Будут сделаны выводы о применении роботов «Bee-Bot», как средстве развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Продолжительность проекта: сентябрь – май. Тип проекта: познавательно – игровой. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители I Подготовительный этап: В начале учебного года я провела диагностику выявления уровня пространственного мышления. Проведенная вводная диагностика познавательной активности позволила выявить преобладание, в основном, среднего уровня развития. 15% детей находились на высоком уровне. На среднем уровне познавательной активности оказались 60% детей. Эта группа детей характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задания и поиска способа выполнения. Испытывая трудности в выполнении заданий, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы. Получив подсказку, выполняли задания до конца. Анализ результатов диагностического исследования детей старшего дошкольного возраста МАДОУ детский сад №1 «Карусель», группа №12 Для выявления уровня пространственного мышления использовались следующие методики: Л.С. Горбачевой, Эльконина, Т. А. Мусейибова. Диаграмма Начало года На низком уровне находилось 25% детей. Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий, выполняя задания). Вывод: В результате проведенной диагностики выявилась проблема недостаточного развития пространственного мышления у детей данной группы дошкольного возраста. II этап Основной Целью второго этапа была целенаправленная работа по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений на развитие пространственного мышления и познавательной активности. - Пополнила предметно-пространственною развивающую образовательную среду группы средствами образовательного модуля «Робототехника» STEM технологий (картотека игр для развития интеллектуального развития детей 6-7 лет, роботы «Bee-bot», карточки схемы, коврики и т.д).
План реализации проекта Познавательное развитие Игровое упражнение «Зимующие птицы» Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах, развивать познавательную активность, пространственную ориентировку. Формирование элементарных математических представлений Игровое упражнение «Решаем примеры» Цель: продолжать учить детей старшего дошкольного возраста решать примеры в пределах первого десятка Игровое упражнение «Решаем задачи» Игровое упражнение «Почемучки»Цель: Развивать познавательную активность детей, ориентировку, восприятие, цвета, формы, величины с использованием «Геометрических фигур». Речевое развитие «Путешествие по стране сказок». Цель: Систематизировать знания детей сказок и сказочных персонажей. Дать возможность детям составлять несложные программы для мини- робота к заданной сказке. Сказка «Теремок» Цель: Побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений в группе через использование мини-робота Игровое упражнение «Волшебные звуки» Цель: закреплять умения определять местоположение звука Открытое занятие «Танковые учения» Социально-коммуникативное развитиеЦель: Побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений в группечерез использование мини-робота «Bee-bot» Вывод: На сегодняшний момент, в рамках работы основного этапа проекта, я: Проанализировала педагогическую литературу по проблеме познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Провела диагностику и оценила уровень развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Реализовала комплекс игровых упражнений, способствующих познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Работа с родителямиРодители нашей группы принимали активное участие в создании развивающей предметно –пространственной среды. В декабре мной было проведено родительское собрание «STEM-технологии в ДОУ», на котором родители познакомились с технологией роботы «Bee-bot» III ЭтапЗаключительный этап На заключительном этапе реализации проекта планируется провести заключительную диагностику и выявить динамику развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством применение программируемого робота «Bee-bot». Уже сейчас дети освоили начальные навыки программирования, умеют читать схемы и алгоритмы, большинство детей безошибочно ориентируется в пространстве; У детей ярко проявляется творческая и познавательная активность, самостоятельность; Дети научились сотрудничать друг с другом и со взрослыми при постановке целей и принятии решений; Родители заинтересованы данной темой и успехами своих детей и активно участвуют в совместной работе по пополнению развивающей среды группы. Итогом реализации проекта станет: Создание картотеки игр по интеллектуальному развитию. Консультация-практикум для родителей детей группы «STEM технологии как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Пополнение уголка развивающими играми по интеллектуальному развитию детей «Играй, думай, делай» Презентация проекта на педагогическом совете в ДОУ. Организована работа взаимодействия с родителями. Совместно с родителями пополнен уголок, родители стали более активно интересоваться успехами своих детей.
|