Профориентационный проект «Виртуальные экскурсоводы сейчас, DIGITAL — комментаторы в будущем» |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Рачева Елена Николаевна Патрушева Наталья Михайловна Бернгардт Виктория Валерьевна | |||
21.09.2020 11:52 | |||
Профориентационный проект «Виртуальные экскурсоводы сейчас, DIGITAL — комментаторы в будущем» Паспорт проекта: Составители проекта Педагогический коллектив детского сада Цель:
Задачи
Законодательные акты и нормативные документы в сфере трудового воспитания — Конвенция о правах ребенка;
Целевая аудитория Целевой группой, на которую направлены мероприятия проекта являются:
Целевые ориентиры В процессе реализации проекта у выпускников подготовительных групп, к моменту окончания дошкольной организации, должны быть сформированы следующие качества личности:
Этапы и сроки Реализации Содержание проекта: Подготовительный – 2я половина 2020 г. Практический I этап: январь 2021 – август 2021 гг.; II этап: сентябрь 2021 – август 2022 гг; подведение краткосрочных итогов работы. III этап: сентябрь 2022 – январь 2023 гг. Постоянная реализация проекта Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области художественно эстетических профессий. Подготовительная работа по организации культурного направления в подготовительных к школе группах: Для реализации идеи работы группы по ранней профориентации будет сформирована творческая группа. Цель работы творческой группы:
Для успешной реализации проекта « «Виртуальные экскурсоводы сейчас, digital-комментаторы в будущем» и работы профильной группы будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная социокультурная среда:
В нем будет собран мелкий и крупный конструктор, мягкие модули для построек культурных достопримечательностей. Планируется дополнить развивающую предметно-пространственную социокультурную среду:
Методический кабинет:
В основе технологии реализации проекта лежит:
Ожидаемые результаты — разработана нормативно-правовая база по профориентационной работе социокультурной направленности с дошкольниками;
Аннотация Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. 1. Введение Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру технических наук, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада. Согласно Приказа Минобрнауки России от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. При этом особый акцент сделан на возрастной группе 3-8 лет и таком виде деятельности, как самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). 1. 1. Актуальность Примерно раз в 20 лет в мире рождаются дети с совершенно иным набором ценностей (открыли экономист Нейл Хоув и историк Вильям Штраус). Поколение, которое рождалось с 2000 годов, является Поколением Z. Это дети мультимедийных технологий, родившихся в информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, You Tube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, социальные сети. В этом поколении Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native ( «цифровой человек»). Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они не терпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Z не склонны быть частью определенных групп – они настаивают на собственном праве принимать решение, и их взгляды будет формировать Интернет. Через 10 лет в социальных сетях и медиа будет доминировать визуальная коммуникация. Это подтверждает рост Instagram, который, согласно прогнозам, составил 15% к концу 2016 года. Те, кто освоит образный язык digital-сферы, станут очень востребованными специалистами, способными интегрировать цифровую культуру в традиционную. Место применения их навыков — предприятия и учреждения сферы культуры и искусства. Франсес Моррис, директор Современной галереи Тейт, уверен, что подобные профессионалы принесут им неплохой доход. «Digial-комментаторы помогут аудитории будущего понять мировое художественное наследие прошлых веков в максимально доступной форме — с помощью современных технологий», — объясняет Моррис. Многие представители нового поколения будут заниматься не только инженерно- техническими вопросами, биомедициной, робототехникой, а также искусством. Культура – одна из самых древних сфер человеческой деятельности, но постепенно она стала прерогативой узкого круга профессионалов. Однако по мере того, как рутинные функции в работе будут переходить к машинам, все больше людей начнут заниматься творческой деятельностью и станут авторами художественных произведений – как из-за доступности изобразительных технологий (специальные фотофильтры для iPhone позволяют создавать художественные фотографии буквально на ходу, а программа Garage Band может заменить запись в музыкальной студии), так и из-за размытости критериев искусства. Развитие технологий может вывести человечество как на новый уровень восприятия искусства, так и на новый уровень креативности: можно будет не только создавать более сложные арт-объекты с помощью 3D-принтеров, роботов и нейроинтерфейсов, но и научиться лучше управлять творческими состояниями. Уже сейчас мы наблюдаем уход от классических способов взаимодействия искусства со зрителем – все чаще используются интерактивные форматы. Создаются интерактивные книги для iPad, набирает популярность иммерсивный театр, где не существует деления на зал и сцену, и зритель оказывается максимально вовлечен в происходящее. Взаимопроникновение искусства в другие сферы дает интересные сочетания – например, Science Art, вид современного искусства, где художники используют достижения науки и часто сами являются учеными. Искусство начнет играть большую роль и в образовании – могут появиться арт-университеты, где студенты будут учиться, в том числе, через разные формы творчества. Поэтому, коллектив детского сада решил остановиться на теме виртуальных экскурсоводов в дошкольном периоде ребенка, который во взрослой жизни может перерасти в современную, востребованную профессию будущего -DIGITAL –комментатор. В период пандемии и в связи со сложившейся обстановкой в мире (распространением новой коронавирусной инфекции), возможность посетить различные выставки музеев и галерей нашей страны с марта 2020 стало невозможной. В обычное время, без каких – либо ограничений, также не всегда и не у всех есть возможность принять участие в экскурсии по городу с реальным экскурсоводом ввиду неудобства по времени, денежным затратам или вообще отсутствия таковых в определенном городе. Здесь-то и пригодятся digital-комментаторы и экскурсоводы, владеющие VR-технологиями. Это, в свою очередь, предполагает системный, комплексный подход к созданию условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. Проводимые в современных условиях мероприятия в области профессионального самоопределения дошкольников, подтверждают наличие системных проблем: 1. Недостаточная профессиональная компетентность педагогов ДОУ в области творчества детей дошкольного возраста;
2. Устаревшие, педагогически неэффективные подходы.
3. Ограниченный перечень профессий, с которыми знакомят дошкольников, не учитывает особенности экономического развития региона, требования гуманитарных специальностей: - не отработана система ознакомления дошкольников с областью гуманитарных профессий - отсутствие заинтересованности родителей в решении проблем и профессиональной грамотности и компетентности. Таким образом, виртуальные экскурсии открывают большие возможности для образовательной деятельности и проект «Виртуальные экскурсоводы сейчас, digital-комментаторы в будущем» один из вариантов решения этой проблемы. 1. 2. Педагогическая целесообразность и новизна Проекта Педагогическая целесообразность и новизна Проекта состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий, изучение творческих видов труда средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и интереса к профессионально-трудовой деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с «Солнечный круг». Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Содержание работы строится на обобщении идей ранней профориентации профессий творческой направленности и носит развивающий характер. Проект призван формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала проекта формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования. Реализация данной системы позволит создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения, семьи и микросоциума. Привлечение молодёжи к обучению на творческие профессии. Возникло противоречие между тем, что в дошкольном учреждении должна проводиться работа по ранней профориентации и осуществляться знакомство с творческими профессиями в системе детский сад – школа и недостаточной разработанностью методических материалов в данном направлении. В связи с этим, в настоящее время стоит необходимость в разработке и внедрении новых форм работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста на основании преемственности со школами, а также подключение в работу онлайн музеев, театров различного уровня и накоплении методических материалов по данной теме. Новизна данного проекта заключается в комплексном решении задач социально-педагогического направления. Введение в педагогическую практику развивающих технологий и принципиально новых форм работы с дошкольниками. Педагогическую целесообразность проекта мы видим в формировании у дошкольников готовности к изучению творческих видов труда на уровне дошкольного образования средствами познавательной и коммуникативной деятельности и игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО. 1. 3 Идея проекта: проект призван поддерживать инициативу в области гуманитарного образования, дисциплин, определяет основные направления, специфику развития творческого мышления детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения. Принимая во внимание состояние работы по преемственности в вопросах профориентации детский сад – школа, была сформулирована цель проекта. 1. 4. Цель проекта: Создание условий в дошкольном учреждении, направленных на раннюю профориентацию дошкольников средствами познавательной и коммуникативной деятельности через организацию предметно – игровой среды. Обучить детей старшего дошкольного возраста основам профессии экскурсовода. 1. 5. Задачи:
Образовательные задачи: - Формирование первичных представлений о профессии экскурсовода. Развивающие задачи:
- развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости. Воспитательные задачи: - воспитание музейной культуры. 1. 6. Ресурсное обеспечение проекта Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, планируется:
- сопровождение педагогических работников по ведению деятельности по ранней профориентации в ДОУ Организационные условия: Методическое и организационное обеспечение управленческой деятельности по осуществлению мероприятий проекта.
- включение дошкольников в реальные социально – значимые дела. Методические условия:
- работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по профориентационной работе. Информационные условия:
Материально – технические условия: - реализация инновационного проекта будет опирается на существующую материально – техническую базу дошкольного учреждения и на вновь организованную, дополненную
- игровые площадки на улице. Организация развивающей предметно-пространственной среды помещений педагогически целесообразна, отличается высокой культурой, создает комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей. Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ будут созданы «Музейные ИТ-лаборатории». В этих лабораториях будут создаваться возможности для общения, на понимание того, что такое музей, музейная деятельность и кто такие экскурсоводы. Будет давать возможность вместе исследовать и формировать концепцию «умного музея», делиться знаниями и размышлениями, накопленными в рамках этой работы, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Музейные ИТ-лаборатории будут представлять собой специальную РППС с учётом специфики данной профессии и создавать условия для игрового сюжета. Центр познания. В этом центре будут располагаться дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с художественно-эстетическими профессиями Центры сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к сюжетно — ролевым играм «Поликлиника», «Семья», «Салон красоты», «Кафе» и т.д. подбираются, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Литературный центр. Расположен на специально изготовленных полках, где дети без труда могут взять понравившуюся книгу. Набор книг постоянно меняется, обеспечивает литературное развитие дошкольников. Имеется достаточное количество предметным картинок. Центр «Строительства. Строительный центр будет занимать немного пространства, достаточно мобилен. Содержать: конструкторы различного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал. Для обыгрывания построек необходимы будут мелкие игрушки. Будут приобретаться наборы для конструирования, которые будут использоваться при реализации педагогического проекта. Таблица 1 Исполнители проекта Возложенный функционал Заведующий 1. Руководство проектной деятельностью 2. Организация работы с родителями и воспитанниками по формированию и развитию ранней профориентации детей в условиях ДОУ. 3. Координация деятельности всех работников по вопросам ранней профориентации детей в условиях ДОУ. 4. Выявление, изучение и накопление инновационных методов и средств ранней профориентации детей. 5. Изучение, обобщение и распространение передового опыта, методическая помощь. 6. Разработка и использование методов и приемов использования ИКТ в процессе ранней профориентации детей технической направленности средствами конструктивно – модельной деятельности в ДОУ. Старший воспитатель 1. Организация и координация деятельности участников проекта. Координация деятельности по проекту, осуществление внешних связей с партнерами и другими сторонними организациями. 2. Анализ и обобщение результатов реализации проекта Воспитатели Непосредственная реализация проектных мероприятий в образовательной деятельности. Организация взаимодействия с родителями воспитанников, социальными партнёрами. Оценка эффективности проектной деятельности и динамики личностного развития воспитанников. Учитель-логопед Речевое сопровождение проекта. Проведение диагностики, консультирования, тренингов. Создание благоприятного климата в коллективе воспитанников. Мотивационные условия:
- Направленность на усвоение новых знаний. Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешному овладению детьми профессиями художественно-эстетической направленности средствами познавательно и коммуникативной деятельности. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и творческое мышление, которое является основой для большей части творческих профессий. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий художественно-эстетической направленности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации. 1. 7. Ориентированность проекта на конкретный практический результат У воспитанников дошкольного учреждения будет:
- Ориентированность детей на выбор профессии художественной направленности. Эффекты реализации проекта отслеживаются через:
Универсальность заявленных проблем при введении ФГОС ДО предоставляет возможность использовать настоящий проект, прежде всего, в педагогической практике (технология успешного решения выявленных в образовательной организации) проблем. Педагогическими работниками будут востребованы продукты реализации проекта (методические разработки, методические пособия). Содержание проекта, разработанные методические материалы, благодаря предусмотренным в работе механизмам стандартизации управленческого инструментария и документации, могут быть успешно тиражированы и использованы и в других дошкольных учреждениях города, городах региона, России. 1. 9. Планируемые результаты по окончании реализации проекта Данный подход позволит улучшить преемственные связи со школой, сформировать у воспитанников первичные представления о труде взрослых и его роли в обществе и жизни каждого человека. При условии реализации данного проекта повысится познавательная активность и мотивация детей старшего дошкольного возраста, любознательность, воображение, творческая активность. Повысится заинтересованность детей в получении первоначальных знаний в области гуманитарных наук. В процессе реализации «Виртуальные экскурсоводы сейчас, digital-комментаторы в будущем» у выпускников подготовительных групп, к моменту окончания дошкольной организации, должны быть сформированы следующие качества личности:
Для дошкольного учреждения:
- организована система работы «Школа юного экскурсовода» с целью повышения квалификации педагогических работников ДОУ, в соответствии планом проекта.
Для детей: Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
Для педагогов:
Для родителей:
2. Перспективы развития проекта Перспективными направлениями дальнейшего развития работы в рамках заявленной проблематики являются:
Заключение Сегодня остро встаёт вопрос о цифровой грамотности населения, определяющийся набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции — способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий. Значимость цифровых навыков для работы и социальной интеграции возрастает. В будущем «цифровизация» надолго войдет в работу музеев. И станет частью экосистемы цифровой экономики. Таким образом, виртуальные экскурсии открывают большие возможности для образовательной деятельности и проект «Виртуальные экскурсоводы сейчас, digital-комментаторы в будущем» один из вариантов решения этой проблемы. Предложенная система мероприятий будет способствовать успешной ориентации детей на трудовую подготовку, влиять на выбор востребованных творческих профессий в городе и регионе. Дети будут проявлять инициативу в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявят самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации: успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела, гражданами и патриотами своей малой Родины и страны. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, в том числе творческих. На протяжении ряда лет, ДОУ города не раз обращались и обращаются к данному направлению деятельности, реализуют цели трудового воспитания в разных формах образовательной работы с детьми, представленных в ООП ДО. Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых, в том числе творческих, необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром творческих профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Список используемой литературы
http: //pogovorka. yaxy. ru/team_060. htm 12. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с. 14. Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки // Чем развлечь гостей. – 2009. –№6. С. 5. 15. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с. 16. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с 17. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014 18. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014г
|