Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование информационно – коммуникационных технологий в дошкольном учреждении»
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Хайбулина Наталья Григорьевна   
26.08.2018 09:23

«Использование информационно – коммуникационных технологий в дошкольном учреждении»«Использование информационно – коммуникационных технологий в дошкольном учреждении»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29

Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории Хайбулина Н.Г. с. Атепцево 2018г.

«Если сегодня мы будем учить детей так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюн

Мы живём во время стремительного роста и развития новых информационных технологий. Компьютер проник во все сферы жизни и деятельности современного общества. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей.

Скачать конспект

В стране ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях и этому способствовало:

  • Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества
  • Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года
  • Реализация программы «Электронная Россия»
  • Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
  • Подключение в рамках национального проекта садов к интернету
  • Принятие поправок к Закону «Об образовании»
  • Формирование социальных сетей и др.

Это нашло отражение во многих документах, которые приняты Правительством Российской Федерации.

Нормативные документы:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г № 1155
  • Инструктивно — методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Минобразования России от 14 марта 2000 г № 65/23-16
  • профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г.

Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Компьютер стал лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и с родителями.

Готовясь к занятию, педагог задумывается: «Как улучшить образовательный процесс?». И, конечно же, в голову приходит мысль достаточно очевидная — реализовать принцип наглядности в полной мере, с помощью ИКТ — это очень легко.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Что же такое ИКТ? Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Многие эксперты в области образования убеждены, что ИКТ развивают способности и навыки детей в раннем возрасте. Ряд специалистов, вовлеченных в распространение ИКТ, провели исследования, подтвердившие, что новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей.

Что же подразумевается под понятием ИКТ в ДОУ?

Это — использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, интерактивных досок, других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного, умственного развития воспитанников.

Применение ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Воспитатель должен стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Использование ИКТ в моей практике включает в себя следующее:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям
  • Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы)
  • Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
  • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их
  • Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
  • Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности
  • участие с воспитанниками в онлайн викторинах, олимпиадах, конкурсах.
  • Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей
  • моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта, звуки природы (дождь, гроза), голоса птиц и т. д.)

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, — в области информационных технологий:

  • Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет
  • Стремление к изучению новых средств, сервисов сети
  • Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инстру-ментарием сети Интернет
  • Использование компьютера в ведении документов
  • Подготовки материалов для сайта дошкольного учреждения.

Умение пользоваться интернетом позволяет мне быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать проведение различных конкурсов, получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы на педагогических сайтах, публиковать свои наработки в журналах. Принимать участие с детьми в таких Всероссийских конкурсах как «Росток», «ЧИП», «МИР», «Успех».

Благодаря интернету я интересуюсь материалами электронных журналов «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Практическая педагогика», «Воспитатель детского сада», «Педагог ДОУ», «Альманах Педагога», «Вестник Педагога».

В 2017 году прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации «Возможности использования ИКТ в ДОУ» по Ф ГОС.

В своей работе я использую не только лицензионные средства ИКТ, но и созданные мной мультимедийные презентации, видеоролики, интерактивные игры.

Но при всех плюсах ИКТ технологий необходимо соблюдать условия для сбережения здоровья ребёнка:

Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти — семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Нужно включать в занятия игры, направленные на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия: обязательно проводить физкультминутки.

Для проведения различных видов образовательной деятельности мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 — 2, 5 метра.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И, конечно же, при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео — записей. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным.

Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, нам педагогам, не нужно забывать, что компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Использование ИКТ в ДОУ.

По направлениям использования информационно коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

  • использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми
  • использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями
  • использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно — образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Источники:

  1. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2008.
  2. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
  3. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997.
  4. Горвиц Ю.М. [и др. ] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — м.: Линка-пресс, 1998. — 328 с.
  5. Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто/ Горвиц Ю.М. //Очаг. — 1995. — №3. — с. 80-81.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год