«Использование информационно – коммуникационных технологий в дошкольном учреждении» |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Хайбулина Наталья Григорьевна | |||
26.08.2018 09:23 | |||
«Использование информационно – коммуникационных технологий в дошкольном учреждении» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории Хайбулина Н.Г. с. Атепцево 2018г. «Если сегодня мы будем учить детей так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Мы живём во время стремительного роста и развития новых информационных технологий. Компьютер проник во все сферы жизни и деятельности современного общества. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей. В стране ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях и этому способствовало:
Это нашло отражение во многих документах, которые приняты Правительством Российской Федерации. Нормативные документы:
Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами. Компьютер стал лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и с родителями. Готовясь к занятию, педагог задумывается: «Как улучшить образовательный процесс?». И, конечно же, в голову приходит мысль достаточно очевидная — реализовать принцип наглядности в полной мере, с помощью ИКТ — это очень легко. Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы. Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Что же такое ИКТ? Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Многие эксперты в области образования убеждены, что ИКТ развивают способности и навыки детей в раннем возрасте. Ряд специалистов, вовлеченных в распространение ИКТ, провели исследования, подтвердившие, что новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей. Что же подразумевается под понятием ИКТ в ДОУ? Это — использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, интерактивных досок, других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного, умственного развития воспитанников. Применение ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Воспитатель должен стать для ребёнка проводником в мир новых технологий. Использование ИКТ в моей практике включает в себя следующее:
Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, — в области информационных технологий:
Умение пользоваться интернетом позволяет мне быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать проведение различных конкурсов, получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы на педагогических сайтах, публиковать свои наработки в журналах. Принимать участие с детьми в таких Всероссийских конкурсах как «Росток», «ЧИП», «МИР», «Успех». Благодаря интернету я интересуюсь материалами электронных журналов «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Практическая педагогика», «Воспитатель детского сада», «Педагог ДОУ», «Альманах Педагога», «Вестник Педагога». В 2017 году прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации «Возможности использования ИКТ в ДОУ» по Ф ГОС. В своей работе я использую не только лицензионные средства ИКТ, но и созданные мной мультимедийные презентации, видеоролики, интерактивные игры. Но при всех плюсах ИКТ технологий необходимо соблюдать условия для сбережения здоровья ребёнка: Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти — семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Нужно включать в занятия игры, направленные на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия: обязательно проводить физкультминутки. Для проведения различных видов образовательной деятельности мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 — 2, 5 метра. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И, конечно же, при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео — записей. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, нам педагогам, не нужно забывать, что компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Использование ИКТ в ДОУ. По направлениям использования информационно коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно — образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Источники:
|