У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в речи, в понимании значения слов, их грамматического оформления и последовательности. Система коррекционных заданий предусматривает наряду с воспитанием речи и развитие познавательных процессов. Для формирования предлогов у детей необходимы развитие понимания речи, расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развитие связной речи. Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений является одним из важнейших условий речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии детей. Формирование речемыслительных операций осуществляется вначале в процессе практической деятельности, а затем в речи. Ребенку надо предлагать упражнения в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. Сначала проводятся игры-упражнения. Предлагаем некоторые приемы по формированию значения разных групп предлогов в речи детей. Задание 1 Прочитайте стихотворение, затем попросите ребенка выделить предлоги (из – в, из-под, на – с) при повторном чтении: Осень – рыжая подружка тихо в гости к нам пришла. И в подарок добрым людям фрукты, овощи взяла. Хитро смотрят сливы с веток, так и просятся к нам в рот. Соком налились томаты. Вот так чудо-огород! Спеют яблоки на ветках, а арбузы на бахче. Подойди поближе к грядкам - лук, морковь найдешь в земле. Дышит перец из-под листьев, вьется змейкою горох, Сто одежек на капусте. Урожай у нас неплох. Вынимаем из корзины щедрой осени дары. Вазы, блюда наполняем - накрываем на столы.
Задание 2 Значение предлогов( над, под, от, между) в стихотворном тексте Считалочка В прятки белочки играли, от куницы убегали. Между сосен там и тут рыжие хвосты цветут. Вот над ветками мелькнули и под елочку скакнули, Убежали от врага… Прятки – чудная игра!
Задание 3 Закрепить лексическое значение предлогов (из, за, из-за) в стихотворном тексте За столом сидит Андрюша, чашку из стола достал. Геркулес – не очень вкусен, но мне тренер прописал.
Задание 4 Игра «Сравни и расскажи» Закрепить умение употреблять предлоги (перед, у, около, возле, в, за, под, над ) во фразовой речи. Возле дома чудный сад. У ворот собака Жак. Вокруг дома каждый день бегать ей совсем не лень. Около ворот сарай. Перед ним колодец-рай. В нем холодная вода - угощайся, детвора! Перечень игровых упражнений, направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов.
Игра: «Где находится предмет» Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогом. Назовите ребенку любой предмет попросите рассказать, где он находится.
Игра: «Назови предлог в предложении». Цель: Закреплять умение выделять в предложении предлог. Придумайте любое несложное предложение с предлогом и попросите ребенка назвать предлог.
Игра: «Добавь маленькое слово». Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог . Придумайте любое предложение с предлогом, при этом предлог не произносите (пропустите его в предложении) не меняя окончания слов. «Дети идут (…) лес». «Яблоки сорвали (…) дерева)…
Игра: «Маленькие слова». Цель: научиться составлять предложения с предлогом по картинке и без. Покажите ребенку любую картинку и попросите составить предложение с предлогом. Предложите составить предложения с предлогом без картинки на любую тему.
Игра «Сказка» Цель: Составление связных высказываний с использованием предложных конструкций по хорошо знакомым сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка»
Игра «Кто (что), где находится?» Цель: Закрепить значение предлогов за, между, около, возле, перед. Предложите ребенку назвать мебель или предмет в комнате или на улице. «Диван стоит около стола, стул под столом, ваза окне, книга в шкафу…»
Уважаемые педагоги и родители старайтесь помочь ребенку овладеть пониманием и правильным употреблением предлогов в речи. Используйте разнообразные игровые приемы, решайте несложные мыслительные задачи, включайте ребенка в реальные жизненные ситуации, в активную неречевую и речевую деятельность. Осознанное употребление предложных конструкций поможет выработать у ребенка языковое чутье, уточнить пространственные представления, понять сложные грамматические конструкции предложений, а значит, облегчит усвоение школьной программы.
|